Пропустить навигацию.

4 - 5 вв. - период Гуптов

Последнее крупное объединение Индии рабовладельческого периода произошло в 4—5 вв. н. э. (320—450 гг. н. э.) под властью династий Гуптов, образовавшей мощное государство в долинах Инда и Ганга. Этот период ознаменовал переходный этап к феодальным отношениям, к еще более жестокой кастовой системе. Вместе с тем объединение страны и долгий мир повлекли за собой новый подъем в литературе и искусстве и определили их однородность. Литература и изобразительное искусство этого времени отличаются человечностью и высоким мастерством.
Тонким чувством природы и близости к ней эмоционального мира человека проникнута драма «Сакунтала» поэта Калидасы. Расцветает сценическое искусство Индии, во многом близкое по своим принципам живописи и скульптуре того времени.

Скульптура и живопись
Именно в этот период были созданы самые замечательные росписи пещерных храмов Аджанты (2 в. до н. э.— 7 в. н. э.), вырубленных в толще скал над живописной долиной реки Вагхора (провинция Бомбей).

Стенная роспись пещерного храма в Аджанте

Это был своеобразный монастырь-университет, где жили и обучались монахи. Пять из его пещер были храмами (чайтьи), тогда как двадцать четыре представляли собой монастыри — вихара. В Аджанте был создан тесный синтез архитектуры, скульптуры и живописи, составляющий нерасторжимое единство.

Фасады пещер, относящиеся к периоду Гуптов, пышно декорированы скульптурой. Многочисленные статуи Будды и его учеников заполняют все углубления стен. Но кроме буддийских образов, в храмах встречаются и более древние сказочные божества. Это возникающие из мрака пещер гибкие, как лианы, красавицы, таинственные духи природы, могущественный змеиный царь в тяжелом ореоле из семи кобр, богини-змеи и т. д.

Змеиный царь у входа в чайтью 19 в Аджанте.

Скульптурные образы Аджанты продолжают традиции прошлого, но они совершеннее по мастерству, свободнее в движениях.
Внутренние помещения пещер Аджанты, их стены и потолки почти сплошь покрыты монументальными росписями, в которых воплотились человеческие переживания и разнообразные события из мира вымысла и действительности, легенды из жизни Будды, города с удивительными зданиями. На потолках изображены птицы, нежные и яркие цветы среди сочной зелени трав. Боги, люди и звери — все проникнуто поэзией, человечностью, любовью к природе. Сочные теплые краски, нанесенные на покрытый гипсом камень стен, представляют взору зрителя то сцену смерти молодой принцессы в кругу испуганных подруг и служанок, то прекрасных юных влюбленных. Индра, бог воздушного царства, словно плывет по небу в сопровождении стройных дев — небесных танцовщиц. Белые, голубые и розовые облака окружают его пышной пеной. Гибкая и тонкая линия, легкая светотеневая лепка придают телам особую пластичность и мягкость, роднящую живопись со скульптурой. Одна из самых красивых росписей изображает задумчивого и мечтательного юного царевича бодхисаттву — божество, по легенде оставшееся на земле для спасения людей. Все мечты о прекрасном, о воплощении в человеке идеала красоты и юности словно соединились в образе этого смуглого принца с тонкими дугами бровей и нежным округлым овалом лица.

Обогатившись духовной красотой античных образов, индийское искусство органически соединило ее с чувственной прелестью и пластическим совершенством древней пластики. Период истории Древней Индии явился важным этапом в формировании основных образов и эстетических принципов ее изобразительного искусства и литературы.