Пропустить навигацию.

Додинастический период

(4 тыс. до н. э.)


Следы древнейшей культуры на территории Египта восходят к периоду неолита и энеолита. На протяжении 4 тыс. до н. э. здесь происходило постепенное развитие древнеегипетского общества, ознаменовавшееся распадом родовых общин. Египет состоял из ряда отдельных областей - номов, постоянно враждовавших между собой и образовавших Северное и Южное царства. По древнейшим религиозным представлениям, каждый ном имел своего покровителя — крокодила, ибиса, змею и т. д. Обнаруженные в погребениях шиферные таблички для растирания красок и глиняные сосуды показывают, как постепенно складывался круг тотемистических (тотемизм - вера в магическую связь человека с животным - первопредком его рода) представлений. Такие таблицы имели форму обожествленного животного. Мастерство обработки камня, умение обобщать и удачно использовать характерные формы того или иного животного были очень высокими. В них сказалось тяготение к монументальной ясности образов. Так же просты и строги компактные по формам глиняные расписные и гладкие сосуды, связанные с заупокойными обрядами. Рисунки на этих сосудах - плывущие по Нилу ладьи - означали путешествие покойника в загробное царство.


Памятники искусства конца 4 тыс. до н. э. рассказывают не только о верованиях, но и об исторических событиях, происходивших в те времена. Они обобщают те достижения в искусстве, которыми отмечен доклассовый период. Исторические перемены, завоевание Севера Южным Египтом и объединение страны под властью фараона сопровождались ломкой старых представлений. Животные на шиферных пластинках олицетворяют не просто покровителей людей, но силы обожествленного владыки то в виде могучего быка, бодающего поверженного человека, то в виде льва, пожирающего своего врага. Образ человека также завоевывает важное место. Устанавливаются и надолго фиксируются правила изображения в скульптуре и живописи.

Значительность властелина подчеркивалась его размерами, намного превосходящими всех остальных людей. Так, в рельефе шиферной плиты фараона Нармера (ок. 3000 г. до п. э., Каир, Египетский музей), изображающем победу фараона I династии Нармера, царя Верхнего Египта, над Нижним Египтом, фигура фараона, разящего врага, дана гораздо большей сравнительно с остальными. Она полна грозного величия, и, несмотря на небольшой размер (высота плиты 64 см), исполнена монументальной мощи. Врабатываются характерные для египетского искусства приемы расположения фигур на плоскости. Широкие и сильные плечи развертываются в фас, ноги и голова с острыми чертами лица - в профиль. Такой способ изображения позволял древнему мастеру отобрать из фасного и профильного положения самые выразительные, ясно читаемые аспекты и при этом органически объединить их в единое целое, не нарушая гармонии их соединения с двухмерной плоскостью, с надписями, уподобляющими плиту своеобразной книге. Фараон, считавшийся земным воплощением божества, сопоставлен в этой плите с соколом, богом Гором.

Плита фараона Нармера. Каир, музей


Композиция рельефа строится горизонтальными полосами, один эпизод под другим, отчего воспринимается подобно рассказу, развертывающемуся в строгой последовательности. Эти особенности, постепенно созревая и отшлифовываясь, характеризуют египетские рельефы и в дальнейшем, складываясь в систему древнеегипетского канона с его твердой фиксацией пропорциональных соотношений, иконографических приемов, ритмических сочетаний, интересом к целостному воспроизведению фигуры, продиктованным представлениями заупокойного культа.