Пропустить навигацию.

Эпоха бронзы

(ок. 2 тыс. до н.э.)


В эпоху бронзы, с введением новых форм хозяйства и металлических (медь, бронза) орудий, совершенствовавших способ производства, произошло первое крупное общественное разделение труда, создавшее условия для регулярного обмена и усиления имущественного неравенства. Среди племен выделялись пастушеские, занимавшиеся приручением и разведением скота. Появился ткацкий станок.
На этой основе совершилось второе крупное разделение труда - ремесло отделилось от земледелия. Совершался дальнейший процесс разложения первобытнообщинных отношений, окончательно утвердился патриархат. Все это сыграло большую роль в развитии цивилизации. В долине Нила, в Двуречье и Китае возникли рабовладельческий строй, классовые государства. В других районах происходило объединение нескольких родов в племя, усиление роли старшего в патриархально-родовом обществе. Совершался переход к более высокой организации труда, обеспечившей накопление добавочных продуктов. Это создало благоприятные условия для развития сфер духовной деятельности человека: искусства, фольклора, эпоса, песни, музыки.


Преобладающее значение получила монументальная архитектура, возникновение которой связано с развитием религиозных представлений, с культом предков и природы, то есть духовными потребностями общества. Грандиозные, простые по формам сооружения из камня возводились трудом всей первобытной общины и были выражением единства рода, его мощи, К мегалитическим сооружениям (то есть выстроенным из громадных камней - по-гречески «мег» — большой, «лит» — камень) относятся: менгиры, дольмены, кромлехи, найденные в различных странах Европы. Одинокие сигаровидные каменные столбы – менгиры, доходящие порой до 20 м высоты (менгир в Бретани, Франция), несут в себе черты и архитектуры и скульптуры. Иногда на них высекались рельефы, иногда их формы сближались с человеческой фигурой (юг РФ, Франция), рыбой (Армения) или изображением зверя (Сибирь). Возможно, менгиры были предметом поклонения или служили надгробиями. Они возводились на возвышении, порою были центром поселения, тянулись параллельными рядами на несколько километров. Сила воздействия на зрителя достигалась сопоставлением гордо поднимающейся ввысь вертикальной массы мощного монолита с небольшими деревянными хижинами или землянками жилых селений.

Архитектурное начало сильнее выраженное в дольменах. Это погребальные сооружения из двух или четырех отвесно поставленных обтесанных камней, перекрытых горизонтальной каменной плитой. Внутреннее пространство дольмена служило для родовых захоронений. Дольмены широко распространены в Западной Европе, в Северной Африке, мегалитические сооружения в Крыму и на Кавказе относятся к 5 - 2 тыс. до н. э. Они возникали и позже.

Величественный характер архитектуры этого времени выразился в аллеях менгиров - вертикально поставленных огромных отвесных камнях, количество которых доходит до тысячи. Равномерно расположенные параллельными рядами на обширной территории, они ритмически упорядочивали торжественное религиозное шествие, придавали ему общественный характер. Аллеи, менгиров встречаются в Закавказье, в Армении («Каменное войско»), в Западной Европе, по побережью Средиземного моря и Атлантического океана. Особенно знаменита своей грандиозностью аллея менгиров в Бретани (Франция).

Аллея менгиров в Карнаке. Бретань


Более сложные мегалитические Постройки - кромлехи. Самый грандиозный из них возведен в Стоунхендже (нач. 2 тыс. до н. э., Южная Англия) из огромных, грубо обтесанных четырехгранных глыб синего камня.


Стонхендж близ Солсбери. Южная Англия


В плане - это круглая площадка диаметром в 30 м, замкнутая четырьмя кольцами вертикально поставленных камней. Кольцо внешнего круга из тридцати каменных столбов, соединенных лежащими на них балками, образует подобие гигантского хоровода, внутреннее кольцо, в центре которого находилась большая каменная плита - возможно, алтарь, составлено из невысоких менгиров. Второе кольцо сооружено из семиметровых блоков синего цвета, попарно поставленных и перекрытых плитами. Архитектурный замысел кромлеха прост, но исполнен символического смысла. Он, очевидно, был святилищем солнца.
Кромлех в Стоунхендже сложное пространственное построение, имевшее большое значение для дальнейшей эволюции архитектуры. Здесь впервые появилась центрическая, упорядоченная композиция, выявлены основные принципы тектоники - взаимоотношения несущих и несомых частей. В ритмичном чередовании пролетов и опорных столбов внешней ограды намечается прообраз колоннады и аркады.

В эпоху железа (нач. 1 тыс. до н. э.) появился новый тип архитектуры - крепости, оборонительные сооружения, сложенные из огромных каменных глыб на территории современной Франции, Балканском полуострове, Закавказья.
Эти и другие памятники, например богатейшие погребальные сооружения - большие камеры в курганных погребениях вождей племени, свидетельствуют о наступающем распаде первобытного общества.
В первобытном обществе существовало только безымянное художественное творчество, принадлежавшее всему обществу, единство которого было основано на кровнородовых отношениях. С возникновением классового общества углублялось содержание искусства, расширялись его познавательные и эстетические возможности, складывались и развивались различные его виды, появлялись художники-профессионалы. Этот процесс, однако, сопровождался утратой наивной непосредственности, характерной для искусства первобытного общества.