Пропустить навигацию.

Германия XIX

культура, которая достигает высокого расцвета. В Германии сложилась философская система Гегеля. Имена Гете и Гейне, Бетховена и Вагнера стоят в ряду с именами величайших деятелей мировой культуры. Исторический вклад немецкого народа был громадным и в области поэзии и музыки. Изобразительное искусство и архитектура не поднялись здесь до такого же уровня. Их достижения связаны с распространением в первой трети 19 в. противостоящих друг другу направлении - классицизма и романтизма, имевших своеобразную национальную окраску. Начиная с 1830-х гг. возникает реалистическое течение, которое достигает вершины во второй половине века в искусстве Адольфа Менцеля.
Подъем творческой мысли в Германии был тем более необычайным, что он произошел в стране, которая на протяжении почти всего 19 в. продолжала оставаться раздробленной на ряд самостоятельных королевств, курфюрств, княжеств. Лишь к концу века, объединившись в единое государство, усиленно набирая темпы развития промышленности, Германия выдвинулась в ряды мощных капиталистических держав мира с передовым рабочим классом, вооруженным основами теории научного коммунизма. И все же прогрессивные тенденции встречали на пути своего развития порой непреодолимые препятствия; в Германии сохранили свое влияние реакционные милитаристические элементы с прусским юнкерством во главе, которые вели страну к грядущим катастрофам.
Противоречивость и сложность политической обстановки в Германии в начале 19 в. обусловили характер ее культурного развития. Завоевательные войны Наполеона способствовали разрушению феодальных порядков, но народное движение против иноземных захватчиков было использовано феодальной реакцией. После изгнания наполеоновских армий в немецких государствах распространяется движение против влияния французского просвещения, возрастает интерес к национальному, в частности средневековому культурному наследию, что является одной из отличительных черт романтизма.

Архитектура
Наряду с романтическими течениями в изобразительном искусстве в немецкой архитектуре с конца 18 в. утверждается классицизм. В Бранденбургских воротах, сооруженных Карлом Лангхансом в Берлине в 1788— 1791 гг., дорический ордер используется для возвеличивания усиливающегося Прусского государства. В постройках Карла Фридриха Шинкеля (1781 — 1841) царит строгий спартанский дух, но они отмечены тяжеловесностью и некоторой сухостью исполнения (Новая караульня в Берлине, 1816—1818). В ряде поздних сооружений Шннкель использует черты готического стиля, предвосхищая некоторые тенденции дальнейшего развития немецкой архитектуры (Капелла в Александрии).

Шинкель. Берлинский музей

Во второй половине 19 в., несмотря на расширение строительства, не было создано значительных по своим художественным достоинствам сооружений. Господство эклектики, подражательства разным стилям приобретает космополитический характер.

Живопись
С начала 19 в. классинизирующие тенденции в немецкой живописи были вытеснены романтическими. В немецком романтизме, получившем поддержку со стороны господствующих классов, преобладали мистические и религиозные настроения и образы. В условиях реакции многие немецкие художники становятся на примиренческие позиции, не могут подняться над буднями мелких дел. Лишь в творчестве некоторых из них нашли отражение прогрессивные тенденции эпохи. Самые живые явления романтического искусства проявились в области портрета и пейзажа.

Рунге. Портреты составляют лучшую часть художественного наследия Филиппа Отто Рунге (1777—1810), работавшего в Гамбурге. Близкий к кругу гамбургских романтиков-литераторов, сам видный теоретик живописи, уделявший большое внимание проблемам цвета и его гармоний, автор трактата «Цветовой круг», Рунге стремился всю свою недолгую жизнь к построению сложных, надуманных аллегорий. Он мечтал о фантастико-музыкальной поэме в цикле композиций «Четыре времени суток», но действительно живые образы создал, обратившись непосредственно к натуре. В «Автопортрете» (1805, Гамбург, Кунстхалле) поэтическое восприятие действительности сочетается с зоркостью взгляда аналитика, со строгим и точным мастерством рисунка.
С удивительной тонкостью и тщательностью исполнен пейзаж, на фоне которого представлены старики — родители художника, около которых примостились их внуки,— «Портрет родителей» (1806, Гамбург, Кунстхалле). Сурово скорбны морщинистые лица встревоженных стариков, резким контрастом воспринимаются рядом с ними розовощекие дети, глядящие на мир широко открытыми глазами. Философская глубина мысли, озабоченность за судьбу человека, восхищение богатством и красотой родной природы отличают это произведение Рунге.

Рунге. Портрет родителей

Фридрих. Природа стала главным объектом изображения Каспара Давида Фридриха (1774— 1840), чья деятельность протекала главным образом в Дрездене. В своих пейзажах художник выражал чувство преклонения перед величием природы, а также переживания, полные мрачного раздумья, пессимизма. Излюбленные мотивы пейзажей Фридриха — пустынные скалистые громады, которые он пишет в различное время дня, любуясь их плавными очертаниями, игрой света, переливами красок на каменных глыбах. В лучах заходящего либо восходящего солнца они подчас утрачивают свою материальность, превращаясь в подобие миражей,— «Горный пейзаж» (Москва, ГМИИ).
В картинах Фридриха находят отражение и борьба немецкого народа против наполеоновского завоевания—«Могила Арминия» (1813) и растущая реакция, сковывающая творческие силы нации,— «Гибель «Надежды» во льдах» (1822, обе — Гамбург, Кунстхалле). Человек в пейзажах Фридриха — маленькая одинокая фигурка, затерянная в необъятных просторах холодного необжитого мира, или пассивный наблюдатель, созерцающий туманные дали, уносящийся в мечту,— «Двое, созерцающие луну» 1(1819—1820, Дрезден, Картинная галерея).
Более радостным настроением отличаются картины природы родного Фридриху селения. Поэтичны залитые солнцем «Луга под Грейфсвальдом» (1820—1830, Гамбург, Кунстхалле), напоминающие чудесные описания природы у писателей и поэтов-романтиков. Обращение к действительности и ее образам свойственно лучшим произведениям немецкого искусства середины 19 в.

Фридрих. Двое, созерцающие луну

Менцель. Расцвет реализма в немецкой живописи ознаменован творчеством Адольфа Менцеля (1815—1905), сочетавшего блестящий дар живописца и рисовальщика с добросовестностью ученого-историка. Художник широких замыслов, Менцель стремится охватить жизнь во всем ее разнообразии. Лучшие качества Менцеля-живописца проявились в картинах и этюдах, написанных непосредственно с натуры, в широкой, свободной манере; «Комната с балконом» (1845), «Железная дорога Берлин — Потсдам» (1847, обе — Берлин, Национальная галерея), где пейзаж и интерьер пронизаны ярким солнечным светом.
Менцель первый ввел в исторический жанр научно-реалистический метод, не всегда, впрочем, последовательно проводимый художником. В 1840 г. он предпринял громадный труд по иллюстрированию «Истории Фридриха Великого» Ф. Куглера, создав четыреста рисунков пером (для гравюры на дереве), лаконичных и острых. Эта работа выдвинула его в число знаменитейших немецких графиков того времени. В иллюстрациях Менцеля особенно привлекают достоверность в обрисовке исторической обстановки, костюмов, умение схватить характерное. И все же Менцель, и художник и историк, не избежал черт идеализации эпохи и прежде всего в характеристике самого Фридриха, предстающего в виде справедливого просвещенного монарха.

Менцель. Железопрокатный завод

Тот же подход к решению образа Фридриха обнаруживает Менцель и в живописи. Самая интересная картина о времени Фридриха II — «Круглый стол в Сан-Суси» (1850, не сохранилась), рисует изысканное общество, окружающее императора в его резиденции. Среда присутствующих — знаменитый французский философ-вольнодумец Вольтер. Но ни мастерски написанная, точно воспроизведенная обстановка дворца, ни точность портретного сходства персонажей не скрывают черт идеализации и описательности манеры исполнения.
Поездки во Францию и знакомство с достижениями французского искусства укрепляют реалистическую направленность творчества Менцеля и его острый интерес к современности в самых различных проявлениях. В его искусстве находят отражение события революции 1848 г. Он пишет «Почести погибшим в мартовские дни» (1848, Гамбург, Кунстхалле), обнаруживая свои демократические настроения, сочувствие жертвам восстания. Он создает «Железопрокатный завод» (1875, Берлин, Национальная галерея), одну из первых в западноевропейской живописи картин жизни рабочего класса, индустриального труда. С документальной точностью изображает художник огромный цех завода, станки и освещенных пламенем печи рабочих, изнуренных непосильно тяжелым трудом. Тут же в цехе, примостившись за листом железа, заканчивают они наспех свой скудный завтрак. Некоторая чернота и дробность живописи не снижают громадного значения этого произведения, показывающего коллективный труд рабочих, своеобразную мощь и красоту машин.
Многочисленные подготовительные рисунки к картине, сделанные с натуры, характеризуют Менцеля как одного из самых крупных, со времен Дюрера, рисовальщиков Германии. Среди этих рисунков и тщательнейшие зарисовки деталей костюмов, обстановки, и живые наброски людей, пейзажей, интерьеров, исполненные углем и карандашом, пером и кистью.
Искусство Менцеля получило признание далеко за пределами Германии. Крупнейший русский критик-демократ В. Стасов называл его «одним из самых великих художников». Однако творчеству Менцеля присущи черты ограниченности: пассивная созерцательность и перегруженность деталями его исторических полотен, за которыми подчас стушевывается главное, а также прославление реакционной силы гогенцоллеровской Пруссии, выдвигающейся среди конгломерата немецких государств.
После победы над Францией в войне 1870—1871 гг. и образования Германской империи с господством юнкерства и крупной буржуазии в стране развертываются большие строительные работы. Официальное искусство, прославляющее монархию, идет по пути все большего отхода от действительности в мир вымысла. Защитники реалистического искусства вынуждены работать в трудных условиях нарастающей реакции.

Лейбль. Традиции реализма в немецкой живописи последней трети века продолжает Вильгельм Лейбль (1844—1900). Интерес к жизни людей труда, проблеме световоздушной среды и пространства приводит его к созданию картин «Мальчик савояр» (1869, Ленинград, Эрмитаж), «Общество за столом» (1870—1873, Кельи, Музей Вальраф-Рихарц), «Неравная пара» (1876— 1877, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт). Далекие от социальной заостренности, они правдиво изображают крестьян, баварских девушек, привлекая серебристой тональной живописью. В поздних своих работах Лейбль переходит к импрессионистической манере живописи, распространяющейся в Германии.

Лейбль. Неравная пара