Пропустить навигацию.

Искусствоведческая концепция Бергсона

Интуитивизм Бергсона во многом способствовал формированию идейных основ всего искусства модернизма. Учение Бергсона оказало воздействие не только на кубизм, первым воспринявшим его влияние.

Стоит выделить те моменты философской концепции Бергсона, которые служили фундаментом его учения об интуиции и творчестве, завоевавшего Бергсону популярность среди художников, артистов и литераторов и в значительной мере повлиявшего на мировоззрение участников модернистских групп.

1. Философия А. Бергсона объясняет иррационализм через отрицание рационалистического учения нового времени, создавшего пропасть между субъектом и объектом познания.

2. В результате такого разрыва, утверждает Бергсон, была нарушена исходная целостность бытия, которую сознание (естественнонаучное мышление) пытается воссоздать рациональными методами. В качество инструментов сознания здесь выступают категории, репродукции картин, разного рода схемы, классификации и т. п., которые создают иллюзию целостности и закономерности как бытия, так и сознания.

3. Однако бытие внутри себя лишено какой бы то ни было закономерности и поэтому не поддается усилиям интеллекта.

4. Отказав интеллекту в возможности познания сущности бытия, Бергсон оставляет за ним инструментальную способность описания отдельных явлений действительности, например, в области механики и физики. Логика интеллекта, говорил Бергсон, — это «логика твердых тел», непричастная жизненным процессам. Подобно Шопенгауэру, Бергсон подчеркивает утилитарный, практический характер такого познания, образно сравнивая отношение разума к действительности с отношением охотника к птице, которую он хочет застрелить на лету.

Интеллект, подчеркивает Бергсон, воспринимает действительность разрозненно, как «серию состояний», из которых «каждое однородно в самом себе и, следовательно, не меняется». Отсюда, с точки зрения Бергсона, следует ограниченность интеллектуального познания, способного воспринимать только формы, но не сущность реального что передают рисованные картины и повседневность. «Интеллект есть познание формы». Отсюда же Бергсон выводит и «кинематографическую» природу познания, которое как бы воспроизводит последовательно ряд произвольно выхваченных из действительности статических положений, механически сменяющих друг друга.