Пропустить навигацию.

Китай

Китайская культура, как и индийская, относится к древнейшим. Китай пережил первобытнообщинную, рабовладельческую и феодальную эпохи, охватывающие в целом огромный этап времени — от 4 тыс. до н. з. вплоть до середины 19 в. н. э. За это время китайский народ создал множество отличающихся яркой самобытностью памятников архитектуры, скульптуры, живописи и прикладного искусства.

В глубокой древности в Китае сложилась письменность, сформировались основные особенности искусства, превратившиеся в прочные традиции и канонические правила. Средневековые живописцы и архитекторы постоянно обращались к веками накопленному опыту, используя традиционные приемы и образы старого искусства. В пору расцвета феодальных государств (7-13 вв.) эти правила и законы беспрерывно расширялись и совершенствовались в связи с поступательным развитием китайской культуры в целом. Передовая по своим достижениям на ранних этапах, феодальная культура Китая приобрела в 17—18 вв. застойный характер, а правила и традиции древнейшего искусства, утратив живую связь с жизнью, стали тормозом на пути ее дальнейшего роста. В периоды своего интенсивного развития Китай не был изолирован от общих процессов, протекавших в других странах Востока. Взаимодействие с Индией, странами Юго-Восточной Азии, Ираном и целым рядом других государств было плодотворным для Китая, вовлеченного в сферу мировой художественной жизни.
Китайское средневековое искусство в своем развитии имело целый ряд общих черт со средневековым западным. Вместе с тем в Китае сложились и свои неповторимые особенности художественного мировосприятия, порожденные своеобразием исторического пути, жизненных условий, климата и ландшафта.

Символика Китая, как страны древней земледельческой культуры, исстари связана с образами природы. Каждое растение, каждый цветок сопоставлялись народной мудростью с наблюдениями законов жизни природы и с человеческими качествами. Если в Древней Греции мерой всего прекрасного был человек и через него передавались ощущения жизни и представления о ней, то в Китае таким эталоном явилась природа, силы которой обожествлялись и получали религиозно-философское толкование. Именно через природу китайцы пытались осмыслить главные законы бытия. Поэтому в Китае уже в первых веках нашей эры, значительно раньше, чем в других странах, появилась пейзажная живопись, завоевавшая ведущее положение в средневековом искусстве, родственная поэзии, воспевавшей природу.

Тем же возвышенным чувством природы, что и художники-пейзажисты, были наделены зодчие. Секрет поэтического впечатления, производимого средневековой архитектурой Китая, заключался в умении зодчего найти для сооружения естественное и красивое место, связать его с широким окружающим пространством, которое мыслилось им как неотъемлемая часть общей картины.
На протяжении средневековья китайскими архитекторами были созданы торжественные и пышные городские ансамбли, соединяющие четкость плана со свободным расположением зданий в пространстве. Все виды китайского искусства в пору расцвета средневековой культуры гармонично дополняли друг друга. Искусство Древнего Китая слагается из ряда, этапов и охватывает длительный период, начиная с 4 тыс. до и, э. вплоть до 3 в. н. э.

Культура расписной керамики
Уже в 4 тыс. до п. э. в Китае, на территории плодородных речных равнин, существовали многочисленные древние поселения, строившиеся на высоких холмах, чтобы обезопасить жилье от наводнений. От этого времени сохранились тонкие, правильной и благородной формы глиняные сосуды, выполненные на гончарном круге. Они были искусно расписаны узорами в виде ромбов, сетки, спиралей или зигзагов черных, красных, белых и фиолетовых тонов, умело сочетавшихся с формой сосуда. Узоры имели магический смысл и связывались с представлениями о хорошем урожае, громе и молниях, пожарах.
Расписные сосуды получили название «Яншао», по месту первоначальных раскопок, тогда как найденные в большом количестве блестящие, черные, тонкие, как яичная скорлупа, чаши и кубки названы «Луншань», также по месту древних стоянок. Многие формы этих предметов древнего гончарного искусства, например трехногие «ли» и амфоры, сохранились в Китае в течение последующих веков.