Пропустить навигацию.

Литература Германии. Первая половина ХХ века

Период с 1917 по 1945 г. в Германии отмечен потрясениями, которых она не знала со времени Тридцатилетней войны — поражения в двух мировых войнах, приход к власти и крах фашизма. И вместе с тем это годы подъема общественного сознания — победы революции 9 ноября 1918 г., создания «Союза Спартака» левыми социал-демократами, ставшего основой Коммунистической партии Германии, образовавшейся в 1919 г. Напряженность и трагизм общественной жизни Германии периода Веймарской республики и фашистской диктатуры, рост общественного сознания интеллигенции породили особую социальную и политическую активность немецкой литературы, ее философскую и интеллектуальную направленность.

Острые противоречия в искусстве, получившие, в частности, отражение в развитии экспрессионизма, разделившегося на правое, сгруппировавшееся вокруг журнала «Штурм», и левое течение, органом которого стал «Акцион», — это результат резкого размежевания политических сил в стране. Экспрессионизм возник как реакция на натурализм с его описательством, он опирался на идеалистическую философию Бергсона и Гуссерля. Левое крыло — «активисты» — ставило своей задачей духовное обновление общества, создание «нового человека». Их эстетика, требовавшая яркой изобразительности, обобщенности, экстатичности и гротескности, сливалась с политическими требованиями активно вмешиваться в социальные события, но их программа была расплывчата. Многие из «активистов» соединили свою творческую судьбу с пролетариатом. Из числа левых экспрессионистов следует выделить драматургов В. Газенклевера (1890—1940), Э. Толлера (1893—1939), автора «Человека-массы», Г. Кайзера (1878—1945), написавшего «Газ» (1918). Появление экспрессионистской драматургии отражало общую для всей литературы этого времени потребность в интеллектуальной заостренности, вызванной кризисным положением страны.

В эти годы не существовало сайтов на которых были рецензии к книгам и именно тогда родилась поэзия, наполненная новым политическим содержанием, с политическими стихами выступали на митингах. Для политической агитации использовали произведения Э. Вайнерта, И. Р. Бехера, Э. Мюзама (1878—1934) и др. Создавалась литература соцреализма, у истоков которого в Германии находится драма Ф. Вольфа «Матросы из Катарро» (1930), позднее — романы Л. Ренна, А. Зегерс, В. Бределя и др.

Интеллектуализм с ярко выраженным социалистическим содержанием присущ уже раннему творчеству Б. Брехта, который как и драматург выступил с критикой экспрессионизма, но не был свободен от некоторого его влияния. С этим же течением связана драматургия и театральная деятельность Э. Пискатора (1893—1966).

Революционный кризис 1923 г. и стабилизация капитализма привели к разрушению экспрессионизма и появлению стиля, известного как «новая деловитость». Сущность его была в особом внимании к факту, в отказе от эмоций и манифестов. Ему отдал дань К. Тухольский, который в своей поэзии выступал против фашизации, против милитаризма.

В 20—30-е гг. получает развитие реалистический роман — философский («Волшебная гора» Т. Манна, 1924), политический («Голова» Г. Манна), социально-критический с элементами утопии («Город Анатоль» Б. Келлермана, 1932), исторический (романы Л. Фейхтвангера), социальный (романы А. Зегерс «Восстание рыбаков», 1928; «Спутники», 1932) и др. Пафос времени, стремление понять «нового человека», осмыслить современную действительность приводят к усложненной психологизации в романах, к появлению романа-мифа, романа-параболы.

Характерным явлением времени стала литература «потерянного поколения», отразившая ненависть к войне и бесперспективность положения молодежи, вернувшейся домой после окончания первой мировой и оказавшейся за бортом жизни. Наиболее ярким представителем здесь стал Э. М. Ремарк. В его поздних романах все сильнее звучит антифашистская тема.

Проблема фашизма в литературе возникает еще до победы Гитлера в 1933 г. Книги Э. Юнгера, Г. Гримма, бывшего экспрессиониста Г. Поста — теоретика фашистского искусства проповедуют идеи войны и крови, движения на восток для завоевания «жизненного пространства», создают мистический образ немца, в котором главной оказывается идея кровной общности, избранности и т. п., основывающаяся часто на идеях Ницше. Этим идеям противостояли произведения Г. Гауптмана («Перед заходом солнца», 1932), Л. Фейхтвангера («Успех», 1930), Ф. Вольфа («Профессор Мамлок», 1934), В. Бределя («Испытание», 1935), позднее — «Доктор Фаустус» (1947) Т. Манна.

После захвата власти нацистами из Германии эмигрировало большинство писателей которые еще не издавались в электронном варианте книги , оставшиеся там Б. Келлерман, X. Фаллада, Г. Гауптман оказались «во внутренней эмиграции». Во главе антифашистской литературы эмигрантов стояли писатели-коммунисты Э. Вайнерт, В. Бредель. В застенках фашизма оказались В. Бредель, Л. Ренн и др. Многие немецкие писатели были убиты в фашистских тюрьмах и концлагерях. Только с победой во второй мировой писатели-антифашисты стали провозвестниками возрождения немецкой литературы нового, послевоенного периода.