Пропустить навигацию.

Монголия

Монгольское искусство прошло долгий путь развития, внесло свой самобытный вклад в художественную жизнь народов Азии. На территории Монголии, расположенной в Центральной Азии, обнаружены многие следы первобытной культуры — скальные рельефы, росписи. На протяжении тысячелетий на территории Монголии, сменяли друг друга различные племена и народы, и сложилось на базе их многовековых культурных традиций монгольское средневековое искусство. Созданная племенами гуннов, уйгуров, тюрков и киданей ранняя цивилизация была воспринята в тех или иных формах искусством последующих венов. На формирование художественного сознания монголов оказало влияние искусство арабов, персов, скифов, племен Алтая и Сибири. Многие образы искусства и архитектуры, особенности религии были восприняты монголами из Индии и Китая.
Феодальное государство сформировалось к началу 13 в. при Темучине, или Чингисхане, приняв характер огромной империи. Столицей Монголии в это время стал Каракорум. Основной религией в 13 в. оставался шаманизм, но уже в это время начинали распространяться христианство и буддизм. В период феодальной разобщенности, наступившей в 15—16 вв., немаловажную роль в сложении художественной системы играл ламаизм, проникший из Тибета. На протяжении длительного, затянувшегося вплоть до начала 20 в. этапа феодализма, г. Монголии созданы многочисленные памятники архитектуры, скульптуры, живописи, декоративного искусства.

Архитектура
На территории Монголии сохранились остатки сооружений дофеодального и феодального периодов. Хотя скотоводческие племена Монголии вели кочевой образ жизни, обнаруженные памятники архитектуры подтвердили, что уже в далекие времена на территории Монголии существовали крупные города, важнейшим из которых в 13 в. стал Каракорум. В 13—14 вв. Каракорум превратился в благоустроенный город с многочисленными зданиями, в планировке которого ощутимы китайские градостроительные принципы.
Город был обнесен массивными степами, дворцы, выстроенные из сырцового кирпича, перекрыты глазурованной черепицей. Остатки дворца с шестьюдесятью четырьмя каменными базами — опорами колонн и гранитной лестницей свидетельствуют, как и проходящая под полом отопительная система, о высоком уровне городской цивилизации.

На протяжении 15—16 вв. феодальная раздробленность препятствовала строительству крупных сооружений. Монументальное зодчество возродилось в конце 16 в., когда страна покрылась густой сетью монастырей и храмов. В 1585 г. возведен первый ламаистский монастырь Эрдэни-дзу, для которого были использованы строительные материалы из руин Каракорума.

Монастырь Эрдэни-Дзу

Одновременно с монументальными культовыми сооружениями, строившимися из сырцового кирпича и камня, в 16 в. развивалась и совершенно самостоятельная область зодчества, связанная с традициями кочевого быта. Войлочная круглая торта — «гэр», легко разбирающаяся, с раздвижными стенными решетками — «хан», богато украшенная вышивками и аппликациями, не являющаяся сама зданием в общепринятом смысле слова, в то же время породила разнообразные и сложные формы строений, приспособленных к условиям быта оседлого населения. В основу многих культовых монгольских построек легла композиция подобной юрты с лаконичностью, приземистостью, ясностью и устойчивостью ее форм.

Первые здания юртообразных храмов ставились на дощатых площадках, на которых укреплялись характерные для строительства юрт деревянные решетки, а крыши составлялись из жердей, крытых войлоком. Впоследствии для увеличения размеров храма несколько подобных юрт стали составлять вместе и к ним пристраивать вытянутое вперед крытое крыльцо с дверью. Разборная юрта вскоре стала основой оседлого монастыря; жерди и войлок сменились досками, решетки — стенами, появился фундамент, а увеличение внутреннего пространства вызвало сооружение многочисленных опорных колонн. Круглая юрта постепенно превратилась в квадратное многоугольное здание, а конусообразная крыша приобрела характер купола или шатра. Мотивы собственно монгольские сплетались, особенно в формах крыш, с тибетскими и китайскими. Развиваясь от народного жилища, храмы подобного типа украшались орнаментом, имитирующим узоры по войлоку. Стены и крыши белили, двери окрашивали ярко-красной краской, рамы окон покрывали темно-красным цветом.

По всей стране распространилось множество вариантов и типов монастырских и храмовых построек. Соборные храмы — «цокчин» имели разборную деревянную конструкцию, монастыри типа «хурэ» отличались кольцевым планом, который был связан с кочевым укладом, монастыри типа «хит» использовали планы тибетских ансамблей с главным храмом, вознесенным на вершину горы. Планировка монастырей Китайского типа отличалась регулярностью. Главные здания располагались по центральной оси. При всех различиях использования монгольских, тибетских и китайских традиций декор и формы монгольских храмов сочетались весьма целостно — все подчиняли одной художественной идее. Для монгольской национальной системы кольцевой планировки «хурэ» характерна застройка основанного в 16 в. Их-Хурэ — предшественника современного Улан-Батора. Центральную часть города занимала огромная кругообразная площадь, на которой, фасадами обращаясь к югу, располагались главные сооружения: дворец правителя, храм Цокчип и другие. Вокруг них жилые юрты лам и другие строения образовывали несколько замкнутых колец.
В период завоевания Монголии маньчжурами в конце 17—19 вв. количество храмов значительно возросло, усилилось также влияние китайской и тибетской архитектуры. Сохранившееся от этого времени сооружение — дворец Лабран монастыря Эрдэни-дзу (18 в.) и несохранившийся храм Майдари (19 в.) отличаются простотой и монументальностью форм. Храм Майдари сочетал в себе тибетские и собственно монгольские черты: открытую террасу в верхней части, скульптуры, стоящие по краям кровли, вытянутость фасада вширь (черты тибетского стиля) и купол, венчающий квадратное здание, взятый от монгольских юрт.

Монголо-китайский тип постройки

Помимо храмовых сооружений, в 17—19 вв. в Монголии появились и субурганы — близкие к тибетским, по разнообразные по декору, состоявшие из пьедестала, бутылеобразной дарохранительницы и шпиля (Бодисубурган в Эрдэни-дзу). В целом в монгольской средневековой архитектуре сформировался свой монументальный стиль зодчества, отличавшийся простотой форм и праздничной звучностью цветовых сочетаний.

Живопись
Живопись Монголии 16—19 вв. связана с украшением храмовых интерьеров. Она представлена многочисленными иконами, выполненными на специально загрунтованном полотне плотными, гуашного типа красками, хорошо различимыми в сумраке, царящем в помещении храма. В строгой каноничности композиций, сюжетах, цветовых сочетаниях отразилось воздействие искусства Тибета и Непала.

Роспись монастыря Эрдэни-дзу

Скульптура
Скульптура играла, подобно живописи, важную роль в храмах Монголии. Храмовые статуи средневековья выполнялись из разных материалов: дерева, глины, бумажной массы, но в равной мере золотились и раскрашивались. Расцвет бронзовой пластики падает на 17 в. и связывается с именем Дзанабадзара.

Дзанабадзар. Белая тара

Выполненные им по сложившимся за пределами Монголии канонам статуи ламаистских божеств полны изящества, тонкой красоты, одухотворенности. В разных монастырях складываются и свои традиции изготовления масок для мистерий «цам». Инкрустация кораллами, яркая раскраска способствовали особой выразительности воплощенных в них образов духов и демонов.

Декоративное искусство
В декоративном искусстве Монголии преобладало украшение утвари, седел, конской сбруи. Вышивка тамбурным швом и аппликация характерны для одежды, обуви, жилища. Яркие, необычайно интенсивные по красочным сочетаниям орнаменты геометрического характера покрывали одежду монголов. Войлочные юрты украшались как яркими тканями, так и узором из аппликаций и вышивок. Красные, синие, лиловые и зеленые цвета оттеняют и оживляют белый войлок юрты, делая эти жилища необычайно нарядными. С давних времен мастера Монголии достигли большого искусства в изготовлении металлических предметов, посуды, упряжи, а также в инкрустации драгоценными камнями по металлу, резьбе по кости, филиграни, гравировке по металлу и чеканке.