Пропустить навигацию.

Нововавилонское искусство

Древняя Вавилония, пережившая первый этап своего расцвета во 2 тыс. до н. э., вступила в период нового подъема в конце 7 в. до н. э., после того как в союзе с Мидией сокрушила Ассирийскую державу. Город Вавилон, ставший крупным торговым центром, приобрел блеск и
размах, застраивался великолепными дворцами и храмами.

Зодчество, выступавшее в тесном содружестве с декоративными ремеслами,— ведущий вид искусства Нововавилонского царства. Особых масштабов строительство Вавилона и других городов достигло при Навуходоносоре II (605—562 гг. до н. э.). Вавилон превратился в это время в торжественный и праздничный единый ансамбль, подчиненный четкому градостроительному замыслу. Город представлял собой в плане правильный прямоугольник площадью около 10 кв. км, обнесенный рядом мощных крепостных стен с восемью воротами, носившими имена главных богов. Самыми торжественными из них были двойные «ворота Иштар». Открывающие въезд в город, они виднелись издалека, выступая в виде высоких зубчатых башен с арочными проходами, поражающими взор густой синевой облицовывающих их изразцов, на фоне которых ярко выделялись ряды ритмично чередующихся белых и желтых грифонов.

Ворота богини Иштар из Вавилона


От «ворот Иштар» начиналась священная дорога процессий, выложенная белыми и красными плитками известняка и брекчии. Она вела к главному храму Вавилона — Эсагиле, посвященному богу Мардуку, рядом с которым высился огромный девяностометровый зиккурат — Этеменанки (знаменитая Вавилонская башня). Семь его уступов, окрашенных в разные цвета, увенчивались святилищем, облицованным синими глазурованными плитками, украшенным золотыми рогами. Столь же красочное, яркое впечатление создавали и дворцы Навуходоносора II с их многоцветностыо, узорчатостью, сказочной красотой расположенных на сводчатых террасах «висячих садов».
Расцвет вавилонского искусства длился сравнительно недолго. В 538 г. Вавилон был завоеван и присоединен к Иранскому государству Ахеменидов, вобравшему в свою культуру достижения многих народов.