Пропустить навигацию.

Период Чжаньго

Конец 1 тыс. до н. э. ознаменовал не только завершающий этап периода Чжоу, но и кризис патриархального рабства. В это время закладываются основы последующей китайской культуры. Расширился круг сюжетов и тем искусства. В обилии появившихся в обиходе художественных изделий, в гибком плетении их узоров отразился более широкий взгляд на мир.

Прикладное искусство
Широкое распространение получают бронзовые зеркала, отполированные с одной стороны и инкрустированные серебром и золотом с другой, а также украшения из просвечивающего матово-зеленого камня нефрита. Бронзовые сосуды, приобретающие все более утилитарный смысл, отличаются от древних упрощением форм, нарядностью и богатством орнамента. Их тонкие стенки инкрустируются драгоценными камнями и цветными металлами. Появляется множество изысканных бытовых изделий: подносы, музыкальные инструменты, мебель, посуда, утварь, покрытая слоями естественного сока лакового дерева, а затем расписанная легкими серебристыми, красными и черными узорами в виде завитков, напоминающих оперение птицы либо перистые облака. Изменились ритмы тонкого рисунка, отмеченного легкостью и стремительностью, активнее стала роль незаполненного фона.

Резная деревянная чаша. Период Чжаньго

К периоду Чжапьго принадлежит обнаруженная в одном из погребений первая картина на шелке, изображающая молодую женщину, над которой летают дракон и феникс, олицетворяющие стихийные силы жизни и смерти. Несмотря на условность изображения человека, эта картина со своим строгим линейным рисунком, нейтральной поверхностью шелка, осмысленной как пространство неба, определила многие дальнейшие особенности китайской живописи тушью.