Пропустить навигацию.

Середина и вторая половина 19 в.

Период между 1820 и 1850 гг. в США характеризуется стремительным развитием капиталистических отношений, выявлением резких социальных и идейных контрастов в общественной жизни. В архитектуре распространяются тенденции к грандиозным показным эффектам, к эклектизму. В Вашингтоне производится перестройка Капитолия (здания конгресса), который увенчивается громадным куполом.
С окончанием гражданской войны 1861— 1865 гг. наступает период интенсивного индустриального развития страны. Быстрый рост городов, теснота застройки, поднимающиеся цены на землю вызывают резкое увеличение высотности зданий, а к концу века — появление первых небоскребов в Нью-Йорке и Чикаго, который был заново отстроен после пожара 1871 г.

Живопись
В живописи утверждается салонно-академическое направление, которое должно было свидетельствовать о расцвете буржуазной Америки. В эти годы широко распространяется пейзажная живопись, и прежде всего идеализированный пейзаж так называемой школы реки Гудзон. Его создатели писали в условном, декоративном, иногда мистико-символическом духе пейзажи реки Гудзон. В противовес идеалистическому направлению складывается лирическое направление пейзажа, передающее национальное своеобразие американской природы. Эмоциональны пейзажи М. Д. Хида «Приближающаяся буря» и Ф. X. Лейна «Залив в Мэне» (Бостон, Музей изящных искусств).

Маунт. С развитием демократического движения в середине 19 в. в американской живописи зарождается бытовой жанр. С теплотой и вниманием изображают художники сцепки деревенской жизни, с сочувствием показывают негров. Таковы картины У.-С. Маунта (1807—1868) «Ловля угрей в Сетокете» (1845, Куперстаун, Историческая ассоциация), «Игрок на банджо» (ок. 1855 г., Детройт, Институт искусств).
Период от 60-х до 90-х гг. был вторым этапом расцвета американской культуры, ознаменованным выступлением таких замечательных деятелей, как Уолт Уитмен и Марк Твен — в литературе; Хомер, Икинс, Уистлер — в живописи; Сент-Годенс — в скульптуре. Победа Северных Штатов в войне с рабовладельцами Юга (1861—1865) и принятие закона об освобождении негров содействовали широкому распространению демократических идей и пробуждению творческих сил народа.

Хомер. В оппозиции к господствующим буржуазным вкусам стояло реалистическое искусство Уинслоу Хомера (1836—1910). Он родился в Бостоне, учился у литографа, а затем в вечерней школе при Национальной Академии художеств в Нью-Йорке. Во время гражданской войны 1861—1865 гг. он был военным художником, посылая свои зарисовки в еженедельники. Участие в военных операциях и личные наблюдения обусловили глубокую правду его картины «Пленные с фронта» (1866, Нью-Йорк, Метрополитен-музей), где верно переданы приподнятое настроение народа, его воодушевление и гордое чувство победы северян, выступавших за идеи прогресса и гуманности. При яркой характерности отдельных персонажей художник добивается цельности и монументальности общего решения композиции.
В последующих картинах Хомер, увлеченный поэзией мирной обыденной жизни, правдиво и искренне отображает ее различные стороны. Этическая значимость образов, внимание к пластической проработке формы, точный уверенный рисунок, холодный серебристый колорит характеризуют картины «Сельская школа» (нач. 1870-х гг., Нью-Йорк, Метрополитен-музей), «Обеденный час» (нач. 1870-х гг., Детройт, Институт искусств).

Искусство Хомера достигает вершины в период его работы на Багамских островах, где среди дикой северной природы он нашел новых героев — отважных людей, живущих в постоянной борьбе за существование. Напряженной, патетической динамикой и драматизмом полны его картины «Охотник и гончая» (1892, Вашингтон, Национальная галерея), «Гольфстрим» (1899, Нью-Йорк, Метрополитен-музей). Герой последней, одинокий негр, ведет отчаянную борьбу со стихией — бушующим океаном — в своей потерявшей мачту парусной лодке. Вера в человека труда, романтизация и героизация его образа сближают искусство Хомера с поэзией Уитмена.
Само обращение художника к изображению людей, живущих на лоне природы, не затронутых развращающим воздействием буржуазной цивилизации, свидетельствует о неприятии им современной ему буржуазной действительности. Увлеченный героической романтикой подвига, он был далек от социальных противоречий современности, с особой остротой проявляющихся в жизни города.

Хомер. Гольфстрим

Икинс. К тематике городской жизни обратился Томас Икинс (1844—1916), который прошел академическую школу в Филадельфии, а затем в Париже. Реалистическая направленность его искусства проявилась в ранних картинах, «Макс Шмитт в лодке» (1871, Нью-Йорк, Метрополитен-музей), «Парусные лодки на Делаваре» (1874, Филадельфия, Художественный музей), свежих и насыщенных по колориту, пронизанных острым чувством современности.
Иные задачи решает художник в большом групповом портрете-картине «Доктор Гросс в своей клинике» (1875, Филадельфия, Джефферсоновский медицинский колледж), где представлен прославленный хирург во время операции. На темно-коричневом фоне, среди фигур ассистентов, выделяется фигура доктора; яркий свет падает на его лицо с высоким лбом мыслителя, на его руки, держащие инструменты, выявляя в его облике вдохновенную интеллектуальную силу.
На противопоставлении тонально объединенного полутемного интерьера с напряженным, словно горящим цветом одежды первоплановых фигур строит Икинс и другие свои картины на темы из жизни большого города, посвященные борцам и боксерам, миру артистов и художников: «Виолончелист» (1896, Филадельфия, Пенсильванская академия художеств), «Актриса» (1903, Филадельфия, Художественный музей). С портретов Икинса смотрят врачи, ученые, музыканты, писатели. Значителен глубокий, психологически насыщенный портрет Уолта Уитмена (1887, Филадельфия, Пенсильванская Академия изящных искусств), который высоко ценил искусство художника.

Уистлер. Если Хомер и Икинс вели борьбу за идейное реалистическое искусство на родине, то их соотечественник, третий выдающийся художник США — Джеймс Эббот Мак-Нейл Уистлер (1834—1903), в отличие от Хомера и Икинса, недолго жил в Америке. Он родился в штате Массачусетс, но детство и отрочество его прошли в России, в Петербурге, куда его отец, инженер, был приглашен на строительство железной дороги. Есть данные, что юный Уистлер посещал классы Петербургской Академии художеств. После смерти отца Уистлер некоторое время жил на родине.
В 1855 г. он навсегда уехал из Америки, сначала в Париж, затем в Лондон. Его расхождение с господствующим салонным искусством проявилось и во Франции, где он, сблизившись сначала с Курбе, а затем с Э. Мане, выставил в «Салоне отверженных» поэтическую, изысканную по колориту «Девушку в белом» (1862, Вашингтон, Национальная галерея). В Лондоне его искусство подвергалось долгое время еще более резким нападкам официальной критики.
Проникнутые глубоким уважением к человеку, его нравственной и интеллектуальной жизни, произведения Уистлера отличаются продуманной простотой, ясностью художественной формы, чудесными колористическими гармониями. В традициях прогрессивного американского искусства исполнен «Портрет матери» (1871, Париж, Лувр), выдержанный в благородной гамме серебристо-серых и черных оттенков. Необычайно композиционное построение портрета на холсте удлиненного по горизонтали формата. Строгость композиции, отбора деталей и, главное, острота характеристики модели сообщают особую демократичность и достоверность правдивому образу немолодой американской женщины. Изысканность цветовых решений, строгая построенность композиций сочетаются с глубиной психологических характеристик в «Портрете мисс Сайсли Александер. Гармония серого с зеленым» (1872—1874, Лондон, Национальная галерея). Поразительно тонко чувствовал Уистлер и передавал природу, пространство и воздушную среду в пейзажах «Старый мост в Бэттерси» (ок. 1865 г., Лондон, галерея Тейт), «Темза у Бэттерси» (1863, Чикаго, Институт искусств).

Уистлер. Портрет мисс Сайсли Александер. Гармония серого с зеленым

Реакционная обстановка художественной жизни Англии 1870—1880-х гг. была глубоко чужда Уистлеру, вызывая в нем противодействие, которое со временем приобрело характер демонстративного эстетства и выразилось в усилении самодовлеющих исканий в области формы.
В поздний период творчества художника сказались его разрыв с родиной, а также отсутствие крепких связей с английской действительностью. И все же отдельные произведения Уистлера, и прежде всего его пейзажи и графические работы, полны поэтического чувства.
Развитие американского искусства, в первую очередь живописи, совершилось стремительно и концентрированно на небольшом отрезке времени. Этому способствовал тот факт, что Америка переплавляла в нечто единое — американскую нацию — различные нации и народности. Одновременно она ассимилировала их художественную культуру, их искусство, обогащая национальную школу. За короткий срок в Америку проникает из Англии барочный портрет, из Франции импрессионистический пейзаж, из Германии стиль модерн. Все самое лучшее из того, что дало американское искусство, возникло на пересечении двух линий — профессионального творчества и непрофессионального, создаваемого множеством любителей — «художниками воскресного дня», т. е. фермерами, торговцами, лодочниками, домашними хозяйками и т. д. Их деятельность определила особенности американского искусства. Она проявляется в ограниченности тем, простоте и незамысловатости приемов и вместе с тем мужественной силе, спокойной серьезности, волевом отношении к миру, умении трезво оценивать его.

Графика и скульптура
Во второй половине 19 в. в США складываются национальная графика и скульптура. В карикатурах Томаса Наста впервые появляются изображения, в которых олицетворяются демократическая и республиканская партии в виде осла и слона, дошедшие до наших дней.

Сент-Годенс. В различных городах США устанавливается большое число памятников. Крупнейшим мастером национальной скульптуры был Огастес Сент-Годенс (1848—1907), в произведениях которого обозначались черты сдержанно-спокойного, конкретно-точного, реалистического американского искусства. В Нью-Йорке находится созданная Сент-Годенсом конная статуя генерала Шермана, в Чикаго — памятник Линкольну (1887). В образе задумчиво стоящего президента — непреклонная воля, убежденность, человечность, выраженные в ясных, строго реалистических формах.

Сент-Годенс. Памятник Линкольну

Архитектура
На протяжении второй половины 19 в. все резче обозначается расхождение путей развития изобразительного искусства и архитектуры. Поглощаемая техническими и конструктивными задачами, архитектура сохраняет лишь внешние формы, заимствованные из прошедших стилей всех времен и народов. Дольше других удерживалась мода на стилизацию под средневековую романскую и византийскую архитектуру. Это увлечение сменилось подражанием ренессансной ордерной системе.
И все же именно с техническим прогрессом были связаны настоящие оригинальные художественные ценности, созданные в области строительства. К их числу прежде всего нужно отнести знаменитый своим грандиозным размахом висячий Бруклинский мост (Манхаттан — Бруклин) в Нью-Йорке (1869—1883), сооруженный инженерами Джоном Огастесом и его сыном Вашингтоном Рёблингами. Открытый в 1884 г., этот мост четким стремительным ритмом, блестящим использованием новых материалов предвосхищал дерзновенный порыв строительного дела в следующий период развития США.
Что касается широкого применения каркасной системы, металлических конструкций бетона и железобетона в архитектуре конца 19 в., то это привело к созданию специфического типа американского сооружения — небоскреба, изменившего облик крупнейших городов США — Нью-Йорка и Чикаго. Их бессистемная застройка, разномасштабность зданий вызывают противоречивое ощущение: человеческим чувствам противопоставлен мир чудовищно разросшегося, поглотившего все живое гигантского города.

Бруклинский мост