Пропустить навигацию.

Тиринф. Микены

Выдающиеся памятники - эгейской культуры (период расцвета 17 — 14 вв. до н. э.) были, найдены на, территории материковой Греции в Микенах и Тиринфе,—древнейших крепостях Европы. Как и в других городах Пелопоннеса и Малой Азии, культура Тиринфа и Микен сложилась в пору разрушения родового строя и образования ряда мелких государств во главе с басилевсами.

Архитектура и скульптура
Художественная культура материковой Греции отличалась от критской большей суровостью и мощью, хотя и имела с ней много общего. Наиболее ярко самобытность ее проявилась в монументальной архитектуре. В возводившихся на крутых скалистых холмах дворцах и поселениях (которые впоследствии получили название «акрополь», что значит «верхний город») все было подчинено задачам обороны от врагов. Из огромных грубо отесанных камней складывались оборонительные стены, толщина которых доходила до 10 м, высота — до 18-20м. Древним грекам казалось, что только легендарные одноглазые великаны-циклопы могли быть их строителями. Ученые назвали эти стены «циклопическими». Акрополь в Тиринфе дает полное представление о планировке такого дворца. В отличие от Критского дворца-лабиринта, в Тиринфском дворце все подчинено ясному порядку, симметрии, чем достигнута большая цельность композиции. Акрополь замыкают могучие стены, вход перекрыт тремя воротами. Центр акрополя — дворец с большим двором. В композиции дворца главную роль играет прямоугольное в плане помещение с очагом посередине — так называемый мегарон. Он служил для торжественных собраний мужского населения дворца. К мегарону ведут сени и портик е двумя колоннами, связывающие его с двором. Мегарон впоследствии явился основой для формирования традиционного типа греческого храма. В частности, так называемый «храм в антах» с двухколонным портиком непосредственно восходит к мегарону.
Особое внимание в микенской архитектуре уделялось укреплению ворот: Центральные ворота обширной многоярусной крепости Микен «Львиные ворота» (14—13 вв. до н. э.); представляют величественное сооружение, символизирующее могущество микенских царей.

Львиные ворота в Микенах


Они сложены из колоссальных, вертикально поставленных плит, перекрытых монолитом. Над пролетом ворот — треугольная известняковая плита, украшенная единственным в эгейском искусстве монументальным рельефом: две львицы стоят по сторонам колонны, расширяющейся кверху. Изображенные в одинаковых поворотах в профиль, они грозно смотрят вниз, образуя декоративную, симметричную, так называемую геральдическую композицию.


Живопись и прикладное искусство
Стены Тиринфского и Микенского дворцов были расписаны фресками, украшены алебастровыми фризами. Богатство интерьера служило контрастом суровому внешнему облику дворца. Здесь часто встречаются батальные сцены и сцены охоты, но в них исчезают свобода и непринужденность движений. Композиция приобретает замкнутый и статичный характер, колорит становится более пестрым — такова фреска из Тиринфа — «Выезд охотниц» (14 в. до н. э., Афины, Национальный археологический музей).
Гомер назвал Микены златообильными. Действительно, в микенских гробницах было найдено большое количество различных предметов из золота и серебра удивительной по тонкости работы: кубки, вазы, чаши, золотые маски, бронзовые мечи с рукоятками из слоновой кости, кинжалы со сложнейшими инкрустациями. Их формы и характер близки к критским, но в них можно видеть и восточное влияние.
В период Троянской войны (нач. 13 в. до н. э.) ранние рабовладельческие государства Эгейского мира пришли в упадок, что облегчило завоевание Балканского полуострова греческими племенами дорийцев, положивших начало новой культуре. Открытие эгейской культуры археологами Г. Шлимаиом и А. Эвансом было одним из важнейших завоеваний археологии последней трети 19—20 вв. Наследие эгейского мира сыграло немалую роль в создании художественных ценностей Греции и Рима.