Пропустить навигацию.

Троя. Крит

Одним из древнейших центров эгейской культуры была легендарная Троя, воспетая в эпосе Гомера. Археологи обнаружили остатки крепостных стен, бастионов, зданий, некогда образовывавших единый архитектурный комплекс; в замурованном в крепостной стене так называемом кладе Приама — многочисленные золотые и серебряные изделия декоративно-прикладного и ювелирного искусства.
В 3-2 тысячелетиях до н. э. значительным культурным центром стал Крит — богатая держава легендарного царя Миноса. Именно здесь в начале 2 тыс. до н. э. на развалинах общинно-родового строя сложилось первое на территории Европы рабовладельческое раннеклассовое общество, сформировались цветущие города: Кносс, Фест и др. Критская держава в этот период достигла могущества на море. Расположение острова в центре восточной части Средиземного моря создавало исключительно благоприятные условия для расцвета торговли и мореходства. И здесь, по-видимому, религия играла важную роль, но она была ближе к природе и не сковывала мировоззрения критян в той мере, как это было в странах Древнего Востока.

Архитектура
В критской архитектуре преобладали обширные дворцовые комплексы. Среди них выделялся своими масштабами (площадь примерно 16 тыс; кв. м) и свободной усложненной планировкой Кносский дворец. Его тронный зал был украшен эмблемой в виде двусторонней секиры-лабриса, священной на Крите, поэтому дворец стали называть Лабиринтом. (Впоследствии лабиринт — нарицательное название построек с запутанной планировкой.)
Кносский дворец создавался в течение нескольких столетий (главное строительство относится к 16 в. до и. э.), и хотя после ряда катастроф сохранились в основном фундамент и кладка первого этажа, он производит грандиозное впечатление. В центре его находился обширный прямоугольный двор, имевший, очевидно, обрядовое назначение. Ко двору со всех сторон примыкали помещения с верандами, галереями, бассейнами, колоннадами, лестницами и пандусами. Многие из них были расположены на разных уровнях: неравномерное освещение с помощью световых колодцев, декоративные стенные росписи сообщали им живописный характер.

Крит, Кносский дворец

В построении дворцовых интерьеров существенную роль играли деревянные колонны, получившие название иррациональных. Ствол колонн утолщался кверху, где он завершался капителью в виде круглого валика и лежащей на нем квадратной плиты. Покрытые зигзагообразными узорами, колонны усиливали впечатление живописного и динамичного решения пространства.

Живопись
Исполненные по сырой штукатурке росписи в виде фризов или панелей заполняли стены Кносского дворца. Здесь изображалась жизнь его обитателей, воссоздавался мир религиозных и мифологических образов: торжественные процессии, ритуальные танцы полуобнаженных стройных женщин и юношей, люди, собирающие яркие цветы, кошки, охотящиеся на фазанов, рыбы, плавающие среди водорослей. В помещении царицы встречаются изображения нарядных в открытых узорчатых платьях женщин с пышными прическами, украшенными жемчугом, принимающих участие в празднествах, оживленно беседующих, «Дамы в голубом» (ок. 1500 г. до н. э., Гераклион, Крит, Археологический музей). Живым и задорным дан образ темноволосой девушки в профиль (так называемая «Парижанка»). Свободно переданы стремительные естественные движения во фресках с акробатами, прыгающими через быка (ок. 1500 г. до н. э. Гераклион, Крит, Археологический музей).
В росписях преобладали яркие, мажорные — желтая, синяя, зеленая, красная краски. Декоративность соединялась в них со свежестью восприятия мира. Однако общий характер критской живописи не выходил за рамки древневосточной торжественности и зрелищности, сохраняя свойственную Древнему Востоку плоскостность и декоративность.

Скульптура и прикладное искусство
Мелкая пластика Крита, так же как и живопись, носит изысканно декоративный, динамический характер. Это фигурки животных, коз с козлятами, особенно выразительные изображения быка, почитавшегося на Крите, статуэтки изящных женщин из цветного фаянса и слоновой кости со змеями в руках, вероятно, олицетворяющие богиню растительности, покровительницу всего живого.
Тонким художественным вкусом отличаются керамические вазы разнообразных форм и расцветок, покрытые черным лаком, по которому нанесены белой, желтой и красной краской геометрические и растительные орнаменты в виде спиралей, зигзагов, розеток, лепестков — вазы из пещеры Камарес (ок. 1800 г. до п. э., Герак-лион, Крит, Археологический музей). Более поздние по времени сосуды округлой формы украшены растительными мотивами изысканных расцветок. Таковы вазы с лиловой поверхностью и белыми лилиями по ней, ваза с тюльпаном из Филакопи (ок. 1500 г. до н. э., Афины, Национальный археологический музей). В росписях ваз часто встречаются мотивы морской фауны: рыбы, звезды, раковины. К лучшим образцам относится ваза с осьминогом из Палекастро (ок. 1500 г. до н. э., Гераклион, Крит, Археологический музой).

Ваза с изображением осьминога и морских водорослей из Палекастро

Волнистые колеблющиеся линии подчеркивают текучесть ее формы, очертания изображенного на ней осьминога приведены в полное соответствие с плавными закругленными контурами вазы.