Пропустить навигацию.

Центральная и юго-восточная Европа

Победа Советского Союза в войне с фашизмом и образование лагеря социалистических государств привели к новому соотношению общественных сил на мировой арене.
При всех специфически национальных особенностях развития искусству социалистических стран присущи идеологическое единство, которое лежит в его основе, идеи мира и гуманизма, международного сотрудничества и прогресса.
Сплоченные едиными устремлениями служения идеям социализма и коммунизма, художники социалистических стран стоят па передовых позициях идеологической борьбы, ведущейся с лагерем империализма и реакции. Работавшие в прошлом по заказам эстетствующих меценатов, «покровителей искусства», с установлением народной власти художники обрели нового заказчика — народ, заинтересованный в развитии всех областей культуры и искусства.
Человек труда, новой, коммунистической морали стал главным героем их творчества. Для воплощения этого величественного образа от художников потребовались реалистичность, приверженность правде жизни, мобилизация всех усилий на преодоление наследия формализма и модернизма, оставленного буржуазной культурой первых десятилетий нашего века. С разными результатами ведется эта борьба в различных странах, в некоторых из них еще удерживают свои позиции сторонники абстракционизма, появляются и отдельные псевдоноваторы, повторяющие «экспериментаторство» в духе сюрреалистов и других новейших течений. Но в целом уже теперь можно говорить о формировании искусства действительно нового типа, связанного с идеями марксизма-ленинизма, о формировании целой художественной системы искусства, развивающегося на основе метода социалистического реализма.

С переходом к развернутому строительству социализма вступает в действие намеченная коммунистическими и рабочими партиями программа подъема культуры, пересматривается и переоценивается художественное наследие, создаются произведения, отображающие жизнь и быт парода, его революционное прошлое. В сложной борьбе за утверждение метода социалистического реализма художники молодых социалистических стран имеют перед собой пример деятелей искусства Советского Союза, с которыми у них установились тесные дружеские связи, обогащающие культуру каждой страны. Демонстрацией единства идейно-эстетических принципов стали выставки изобразительного искусства социалистических стран в Москве (1957-1958, 1975), в Софии (1973) и в других, странах социализма.
Широкое распространение получили монументальные и декоративные формы, все виды художественно-декоративного искусства, народных промыслов, развивающихся на новой основе. Преобразуя облик своих стран, освобожденные народы развернули грандиозное строительство городов и сел, промышленных предприятий, электростанции и водохранилищ, курортов для трудящихся. В большинстве своем — это ансамбли нового типа, в которых все виды искусства выступают на основе равноправного содружества. Монументальная скульптура органически включается в организацию пространства площадей и улиц, садов и приморских курортов, живопись — фрески и мозаика — украшают стены общественных зданий, произведения прикладного искусства — интерьеры. Большие темы историко-революционной борьбы и современности, образы народных вождей, воплощенные в произведениях монументального искусства, входят в повседневную жизнь строителей социализма.

Болгария
Обширный размах приобрело монументальное искусство в народной Болгарии. По всей стране возводит народ невиданные ранее по масштабу ансамбли нового типа, воздвигает памятники героям, борцам за свободу Болгарии. Среди них величавый монумент Советской Армии (1954) в Софии, обращенный к центральной магистрали города — Русскому бульвару. На фоне заснеженной вершины Витоши вырисовываются фигуры главной группы: советского воина, болгарского рабочего и крестьянки с ребенком на руках. В ясной художественной форме раскрывают скульпторы Мара Георгиева, Васка Емануйлова, Иван Лазаров, Иван Фунев, Любомир Далчев и весь коллектив создателей монумента идею нерушимой дружбы между народами Советского Союза и Болгарии.
К теме борьбы с фашизмом обращаются живописцы и графики. Одним из первых претворил ее Илия Петров (1903—1976)в росписях «Сопротивление», 1946, «Девятое сентября» (1947) в фойе кинотеатра имени Благоева в Софии. Это фризообразная композиция, полная гнева и боли. По краям ее — величаво-скорбные фигуры матерей, требующих отмщения; к центру движение групп нарастает; разгневанный народ сокрушает фашистов. Аллегория и реальность сочетаются здесь в образах, полных эмоционального накала. Суровый драматизм присущ картине Петрова «Расстрел» (1954, София, Национальная художественная галерея). Внимание сосредоточено на фигуре революционера, мужественно глядящего в глаза смерти.

Петров. Расстрел

Историко-революционная тема привлекает Стояна Вепева (р. 1904), живописца и рисовальщика-сатирика с ярко выраженным национальным творческим лицом (картины «Прощание», 1952, Пловдив, Художественная галерея; «Возвращение партизана», 1954, София, Национальная художественная галерея). Художник выступает продолжателем традиционной в болгарской живописи крестьянской темы. Юмор, живые наблюдения и характеры составляют основу картины «Веселый год» (1957, София, Национальная художественная галерея). Теплый золотистый колорит ее словно пронизан ярким южным солнцем, под лучами которого созревают богатейшие плоды земли Болгарии.
Крестьянская тема — одна из главных в болгарском искусстве. Крестьяне — герои картин чудесного живописца-колориста Владимира Димитрова-Майсторы (1882—1962). Долгие годы он жил в родном Кюстендиле, воспевая в своих творениях его красоту, со всем буйством прекрасного весеннего цветения садов и богатыми плодами осени, с роскошью пышных роз и красотой народа-труженика. Декоративность и напряженность цвета сочетаются в картинах Майсторы с мощной проработкой обобщенных объемных форм, со сложным ритмом линий. Его «Болгарская девочка» (1952, София, Национальная галерея) покоряет обаянием юности, чистоты. Она словно воплощение молодости свободной Болгарии. Постоянно обращался к современной теме Ненко Балканский (1907—1977).
Плодотворно работают над воссозданием образов своих современников мастер психологического портрета и тематической композиции Дечко Узунов (р. 1899), художники последующих поколений — Светлин Русев (р. 1933), Лиляиа Русева (р. 1932), Калина Тасева (1927) и многие другие.

Румыния
Крестьянская тема осталась одной из главных и в живописи Румынии. Образы крестьян-коллективистов, работающих на полях, преобразующих природу, привлекают в произведениях многих художников. Крестьяне — герои ряда капитальных картин Корнелиу Бабы (р. 1906), почетного члена Академии художеств СССР, одного из самых одаренных колористов современной живописи. Его мощное, глубоко идейное, реалистическое искусство раскрывает мир румынского крестьянина-труженика с его горестями, радостями, надеждами. В картинах «Отдых в поле» (1954) и «Крестьяне» (1958, обе — Бухарест, Музей искусств СРР) художник моделирует форму широкими пастозными мазками. Сумрачные и насыщенные колористические гармонии способствуют воплощению сложной гаммы чувств и самой жизни в ее многообразии.

Баба. Крестьяне

Глубиной психологических характеристик, остротой и цельностью образных решений отличаются написанные Корнелиу Бабой многочисленные портреты представителей румынской интеллигенции: писателя Михаила Садовяну (1953), актрисы Лучии Стурдзы Буландры (1953), поэта Тудора Аргези (1963), женский портрет (1957, все — Бухарест, Музей искусств СРР).
Более лиричен и экспрессивен в своем творчестве Александру Чукуренку (1904—1970), историческая картина которого «Анна Ипэтеску» (1948) овеяна романтической взволнованностью. Приметы нового времени передает художник в бытовых сценах и пейзажах («1 Мая», «Дом газеты «Скынтейя», все — Бухарест, Музей искусств СРР). Заметен вклад молодого поколения живописцев Иона Пича (р. 1924), Сабина Бэлшиа (р. 1932).
Развивается в Румынии монументальное искусство — росписи дворцов культуры, домов отдыха, а также скульптура, органически включаемая в архитектурные ансамбли. Площадь перед домом «Скынтейя» — монументальным зданием полиграфического комбината в Бухаресте. Декоративные скульптуры, монументы Корнела Медря (1888-1964), Иона Жаля (р. 1887), Иона Иримеску (р. 1903) украшают современные города, черноморские курортные ансамбли Мамайи, Эфории и др.
Здесь, на песчаном берегу Черного моря, прекрасно вписываясь в окружающий пейзаж, высятся светлые комфортабельные сооружения из стекла и бетона: гостиницы, рестораны, театры. Украшенные росписями, мозаиками из стекла и керамики, они составляют единое целое с декоративными скульптурами — «Солнце», «Материнство», «Сирена» и др., исполненными Медря и его учениками.
Значителен вклад в развитие румынской пластики Иона Жаля, всю жизнь воспевающего силу и энергию, трудолюбие и талант румынского народа. Лишившись еще в первую мировую войну руки, Жаля не оставил трудную профессию монументалиста. Одна из поздних его работ — монумент композитору Джордже Энеску, одухотворенный образ которого раскрыт с присущими скульптору глубиной и психологизмом.
Разносторонность творческих исканий отличает Иона Иримеску, создателя портретов и монументов, суровых и полных лиризма образов румынского народа. Таковы «Сталевар» (1954) и «Крестьянка» (1961, обе — Бухарест, Музей искусств СРР); цветок в руке крестьянки воспринимается как олицетворение народного искусства, прекрасного и вечно живого.

Венгрия
Широко распространена скульптура в социалистической Венгрии. Большую роль в ее развитии сыграл почетный член Академии художеств СССР Жигмонд Кишфалуди Штробль (1884—1974), автор памятника Освобождения на горе Геллерт, высящегося над Будапештом (1947). Издалека видна величественная женская фигура с пальмовой ветвью в поднятых руках — аллегория Свободы, Мира, Благоденствия. Строги и размеренно-спокойны ритмы складок ее платья, обобщены реалистические формы, четок и ясен плавный силуэт, легко воспринимаемый на расстоянии.
Последовательно развивает традиции реализма Штробль в отточенных, пластически ясных формах портретов («Бернард Шоу») и скульптурных композициях («Работа все же началась»).
Много сил воспитанию молодежи отдает Пал Пацаи (р. 1896), один из первых в венгерской пластике воплотивший образ В. И. Ленина. Чувство монументальности не покидает скульптора и при работе над мелкой пластикой («Разрезающая хлеб», 1950, Будапешт, Венгерская национальная галерея). Революционная романтика одухотворяет образы борцов Иштвана Киша (р. 1927), почетного члена Академии художеств СССР, автора памятника Венгерской Народной Республике (1958). Более декоративны скульптурные произведения Йожефа Шомодьи (р. 1916), автора монумента миру в Шалготорьяне (1967) и Йене Кереньи (р. 1908). Свежестью образных решений овеяны пространственные композиции («Демонстранты», 1953, статуя перед зданием фармацевтического центра в Весприме). В них воплощены об разы светлой юности, чистоты, смелого порыва. Острое чувство современности одухотворяет монументальные росписи и станковые картины Эндре Домановского (1907—1975). Для сельскохозяйственной выставки он создал панно большого размера (4X3,5 м каждое), для металлургического комбината в Дунауйвароше — фреску, в которой проявился его дар монументалиста. В картине «Перед выплавкой» (1954, Будапешт, Венгерская национальная галерея) художник передал динамику, героизм труда сталеваров подлинно живописными средствами, гармонией холодных сизо-зеленых и серебристо-синих тонов, широкой эмоциональной манерой письма. Домановский — достойный продолжатель реалистических традиций Мункачи с его психологизмом и насыщенной живописью.

Польша
Огромный урон нанесли фашистские орды польскому народу, и в частности его столице — Варшаве. Поистине героический труд по восстановлению города из руин и пепла вызвал прилив творческой энергии архитекторов, скульпторов, возрождавших исторические памятники, дома, улицы. В честь своей освободительницы Советской Армии польский народ соорудил монументы. Один из них — в Олыптине — воздвигнут Ксаверием Дуниковским (1875—1964). По его же проекту создан монументальный памятник силезским повстанцам на горе св. Анны (1949—1952).
Синтетичность, драгоценное чувство ансамбля нашло выражение в работах Дуниковского по восстановлению Вавельского замка в Кракове: для потолка Зала посланников он исполнил из дерева портреты актрисы Хелены Моджеевской, писателя Яна Кохановского и других, раскрывающие живые и яркие характеры. Своеобразная характерность, декоративная раскраска в сочетании с реалистической формой сближают их с творениями старых мастеров, и в то же время большая свобода исполнения и эмоциональность выдают руку нашего современника. В строго реалистических традициях работает Марьян Конечный (р. 1926), автор монумента В. И. Ленину, почетный член Академии художеств СССР. Острота восприятия и чувство современности отличают станковую пластику Станислава Горно-Поплавского (р.1902), исполнившего портреты сурово-скорбной матери Бело-янниса (1953), полной лиризма и обаяния женственности— «Япели» (1957).
Больших успехов добились мастера польского плаката, быстро и образно откликающиеся на важнейшие проблемы современности. Высокая идейность общественно-политических плакатов сочетается с острой лаконичной формой исполнения, неожиданными приемами использования отдельных деталей, насыщенного цветом пространства фона, предметов-символов, разнообразных шрифтов. Таковы плакаты Тадеуша Трепковского (1914—1954) — «Нет!» (1952) и «Варшава» (1952). Гневным «Нет!» художник протестует против бомбы, сеющей смерть и разрушения. Возрождающуюся к мирной жизни Варшаву олицетворяют строительный кран и сидящий на нем белый голубь.
Среди мастеров польской станковой графики выделяется Тадеуш Кулисевич (р. 1899), в совершенстве владеющий острой линией, художник сложный и во многом противоречивый. Его графические циклы разнообразны и несут в ряде случаев следы повышенной экспрессии, а подчас и просто подчеркнутый интерес их создателя к решению формальных задач.
Лучшие из них: «Варшава» (1945—1946, пейзажи разрушенной Варшавы), «Солдаты мира и революции» (1952, среди них — особенно живо исполнен портрет Дзержинского) проникнуты глубиной чувства и раскрывают образы, полные взволнованности и правды.
Погоня за оригинальностью формальных приемов уводит многих польских живописцев в сторону от реализма. Однако выставки абстрактной живописи не получили поддержки народа А наиболее талантливые художники Фелициан Щенсны-Коварский (1890—1948), Войцех Вейс (1875—1950), а вслед за ними и мастера более молодых поколений — Януш Качмар- ский, Бенон Либерский (р. 1926) обратились к решению больших задач создания реалистического искусства на основе национальной традиции.

Чехословакия
В Чехословакии особенно широкое распространение получила станковая графика, в частности гравюра и офорт. Ей принадлежит видное место в творчестве Макса Швабинского (1873— 1961), сохранившего ясность гуманистического мировосприятия в то время, когда получил распространение формализм. Исполненный им в лучших традициях мирового реалистического искусства великолепный портрет матери, из поздних— портрет Юлиуса Фучика (1950, Прага) — создания высокого мастерства, одухотворенные силой чувства, верой в разум и красоту человека.
Многие чехословацкие графики обращаются к историко-революционной теме (В. Гложник «Освобождение»), с удивительной чуткостью улавливают красоту и национальный колорит в пейзажах родного края (О. Дубай «Весна»). С особым умением и вкусом работают они над оформлением книги, раскрывая своеобразие стиля иллюстрируемых произведений. Популярность заслужили иллюстрации Йозефа Лады (1887—1957) к бессмертному «Бравому солдату Швейку» Гашека, остроумные, живые, занимательные, выполненные в форме гротеска, граничащего с карикатурой, и точно соответствующие духу иллюстрируемого произведения.
Большой эмоциональности добиваются мастера монументального искусства — настенных росписей и скульптуры. При оформлении зала Советской Армии, памятника Народного освобождения, Дворца пионеров в Праге, общест¬венных сооружений и парков художники создают ансамбли нового типа, используя в декорировке здания технику сграффито и мозаики, витражи и фрески.
В широком монументальном плане исполнены настенные композиции Адольфа Забранского (р. 1909) «С Советским Союзом на вечные времена» (1951) и «В память освобождения» (1954—1955), украшающие террасу Лидебургского дворца; их стремительные ритмы, полнокровие и оптимизм образного решения передают праздничный подъем, воодушевление, радость освобожденного народа.
С большой силой реалистические тенденции обнаружились в скульптуре. Традиции Мыслбека нашли развитие у Карела Покорного (1891— 1962), почетного члена Академии художеств СССР. В скульптуре «Острава» (1936) он создал обобщенный образ рабочего-металлурга, борца за классовые интересы.

Покорный. Острава

Как в свое время «Антверпен» Менье, «Острава» Покорного стала олицетворением сознательной части чехословацкого пролетариата. Мощная пластика форм, вдохновенность и глубина раскрытия образа выдвинули эту работу в число наиболее значительных в чехословацкой пластике.
Покорному принадлежит одна из первых скульптур, знаменующих нерушимую дружбу между народами Советского Союза и Чехословакии, «Братание» (1947—1950). Дарование Покорного-монументалиста развернулось в годы народной власти, проявившись с особой яркостью в монументе Божене Немцовой (1954) на Славянском острове в Праге, овеянном романтикой и глубоким лиризмом.
Вместе с коллективом выдающихся архитекторов, скульпторов и живописцев создавал Покорный памятник национального освобождения на горе Витков в Праге. Он автор скульптурной группы «Победа» (1956). Здесь же в зале Советской Армии размещены мозаики, исполненные Владимиром Сыхрой (1903—1963). Ворота этого величавого комплекса оформил Йозеф Малейовский (р. 1914) рельефом «Словацкое национальное восстание» (1958). Глубина замысла, чувств, масштабность отличают памятник павшим воинам Советской Армии (1960) в Братиславе, над которым работали крупнейшие словацкие скульпторы Рудольф Прибиш, Иозеф Костка, Ян Кулих, Александр Тризульяк, Тибор Бартфай и Ладислав Снопек.
Мощная пластика и одновременно живописность присущи «Победе» (Братислава, Словацкая национальная галерея) Рудольфа Прибиша (1913), работавшего в разных жанрах.

ГДР
Прочную и давнюю реалистическую традицию, но почти прерванную годами широкого распространения экспрессионизма и «новой вещественности» (или «магического реализма» — реакционного модернистического направления, получившего развитие в фашистской Германии), имеют художники ГДР. Их важнейшей задачей после установления народной власти стала борьба за искоренение пережитков фашизма и в сознании вступивших на путь строительства социализма жителей ГДР.
Немецкие художники воздвигают памятники жертвам фашизма, борцам за свободу Германии. Один из самых значительных — «Памятник борцам Сопротивления фашизму в Бухенвальде» (1952-1958) Фрица Кремера (р. 1906), почетного члена Академии художеств СССР.

Кремер. Памятник борцам Сопротивления фашизму в Бухенвальде

У подножия высокой башни-колокольни установлена скульптурная группа — это узники лагеря, герои Сопротивления, изможденные телом, но не сломленные духом. Как призыв к отмщению, как предупреждение грядущим поколениям воспринимаются их трагические образы, полные решимости и мужества.
Политическая насыщенность отличает графику, в которой были сильны экспрессионистические тенденции. Освобождаясь от болезненного надлома, немецкие графики создают произведения оптимистического звучания. Таковы рисунки Макса Лингнера (1888—1959), поздние произведения Леа Грундинг (1906—1979), активных борцов-антифашистов, развивающих лучшие традиции прогрессивной графики.
Лингнеру принадлежит одна из значительных монументальных росписей — двадцатипятиметровый фриз Дома министерства в Берлине. В композиции «Крестьянская война» (1952— 1955), обратившись к исторической теме, художник сумел дать обобщающий образ великой эпопеи немецкого народа, сочетая эмоциональное напряжение и правду истории с лаконичной конкретной формой выражения.
Все больший размах приобретает в ГДР монументальное искусство. Решение проблемы синтеза архитектуры, живописи и скульптуры находит воплощение в ряде новых ансамблей, созданных в 1960-е гг. в Берлине, Дрездене и других городах. Университет им. Гумбольдта в Берлине, Дворец культуры в Дрездене с замечательной фреской Герхардта Бондцина (р. 1930) «Путь красного знамени» на фасаде здания.
Неразрывно был связан своей деятельностью с коммунистической партией Отто Нагель (1894—1967), один из инициаторов вместе с Кете Кольвиц установления дружеских связей с художниками Советского Союза в 1920-е гг. Организатор Выставки немецкого искусства в СССР в 1924—1925 гг., он стал почетным членом Академии художеств СССР. Им созданы образы трудящихся свободной Германии: «Новая учительница», «Молодой строитель-каменщик» (1950), с просветленными открытыми лицами, спокойными уверенными взглядами.
Современная тема преобладает в творчестве Рудольфа Бергандера (р. 1909). Светлые, чистые образы молодежи ГДР с ее разнообразными интересами создает Вальтер Вомака (р. 1925). Картины «Девочка с голубем» (1957), «На пляже» (1962) он наполняет красочными гармониями, звучными и напряженными.
Значителен вклад в развитие немецкой графики ровесника Великого Октября Вернера Клемке (р. 1917), почетного члена Академии художеств СССР, создателя проникновенного образа В. И. Ленина к поэме Маяковского.