Пропустить навигацию.

Югославия

В конце 18 — начале 19 в. с разложением военно-феодального режима и зарождением капиталистической системы в недрах Османской империи усиливается национально-освободительное движение в завоеванных южнославянских землях.

Сербия
Благодаря вмешательству России после Адрианопольского мира 1829 г. получает самостоятельность Сербское княжество, сохраняя лишь вассальную зависимость от Турции. С этого времени быстрым темпом идет процесс становления сербской культуры и искусства. Наряду с деятелями просвещения за создание национальной культуры выступили художники.

Данил. Одним из зачинателей сербской живописи был Константин Данил (1798—1873), автор портрета Павла Кенгельца (ок. 1830 г., Панчево, Сербская церковная община), видного историка того времени, сурового, умного, полного сознания собственного достоинства человека.

Абрамович. Страстным поборником национального искусства был Дмитрий Аврамович (1815—1855), который много путешествовал по родной стране в целях изучения старого искусства. В портрете писателя Вука Караджича (1840, Белград, Народный музей) он создает глубокий, вдохновенный образ ученого, борца и общественного деятеля, мужественного и решительного.
В 1860—1870 гг. в Сербии распространяются идеи русских революционных демократов. В результате русско-турецкой войны 1877—1878 гг. Сербия получила государственную независимость. Выдающееся значение крестьянских масс в освободительном движении народа вызвало обращение писателей и художников к крестьянской теме. Наряду с портретом развиваются историческая картина и пейзаж.

Якшич. К темам истории обращается художник-романтик и поэт Джура Якшич (1832— 1878), участник революционно-демократического движения. Ему принадлежат исторические полотна, проникновенно рассказывающие о борьбе сербского народа за освобождение: «Убийство Карагеоргия» и «На страже» (ил. 268, обе — Белград, Народный музей). Взволнованно воссоздает художник эпизоды восстания сербов, укрупняя масштабы изображения, пользуясь резкими светотеневыми контрастами. Измученные, но сильные духом повстанцы олицетворяют героизм и стойкость сербского народа, сражающегося за независимость.

Якшич. На страже

Крстич. Крестьянская тема занимает видное место в творчестве Джордже Крстича (1851 — 1907). Сын бедного крестьянина, ценой больших усилий получил он художественное образование в Мюнхенской академии. Значительное воздействие оказало на него искусство Курбе. В своих правдивых, несколько сумрачных по колориту картинах Крстич подчеркивал национальные характеры героев, своеобразие родной природы. Таковы образы крестьянок в картинах «Под яблоней» (1882), «У источника» (1883). В пейзажи, свободно и широко написанные, художник включал старинные сербские постройки — «Монастырь Студеница» (1884, все — Белград, Народный музей).

Тенкович. В области жанровой и пейзажной живописи работал и Милош Тенкович (1849— 1890), создатель ряда проникновенных образов людей труда («Продавщица цветов», 1877, Белград, Народный музей) и полных лиризма пейзажей.

Хорватия
По сравнению с сербским искусством хорватское несколько запаздывает в своем развитии. На протяжении 19 в. в Хорватии, отсталой австрийской провинции, все шире распространяются идеи национального освобождения.

Среди сторонников движения за национальную независимость и сближение с другими славянскими народами был выдающийся хорватский художник Векослав Карас (1821 — 1858). Он получил художественное образование в Италии, где познакомился с русским художником А. Ивановым. В картине «Девушка с лютней» (1845—1847, Загреб, Галерея Югославской Академии) выявляются зрелое мастерство Караса, его внимание к внутреннему миру человека, точность рисунка и некоторая жесткость ярких насыщенных красок. Карасу принадлежит ряд портретов передовых деятелей хорватской культуры.

К концу 19 в. в искусстве Сербии, Хорватии и Словении распространяются влияния импрессионизма. В это время усиливаются тенденции к взаимосвязи искусств народов Югославии, готовится почва к объединению страны, происшедшему в 1918 г.

Архитектура
В крупных центрах востока США предпринимается широкое строительство. Большинство общественных зданий и частных

Мештрович. В первое десятилетие 20 в. складывается искусство самого выдающегося югославского скульптора хорвата Ивана Мештровича (1883—1962). Сын крестьянина, он получил образование в Сплите, а затем в Вене и Париже; испытав влияние французских скульпторов Родена и Бурделя, он вырабатывает свой стиль, строго монументальный, возвышенный, усложненный поисками ассоциативных образов и символов, характерных для эстетики модерна.
Лучшие из созданных им образов полны мужественной силы, героики, монументальности. Широко использовал он народный эпос, почерпнув в нем дух патриотизма, отваги и стойкости. Мештровичу принадлежат проект масштабного величавого монумента на Косовом поле (1908), памятники славянским деятелям Марко Маруличу, Григорию Нинскому, неизвестному солдату в Белграде (1934—1938), а также глубоко правдивые портреты, среди которых выделяется особой драматичностью и суровостью портрет матери (1908, Белград, Народный музей).
В этом обобщенном, красивом по бережной, тонкой пластике образе далматинской крестьянки словно нашли выражение мудрость народа, пережитые тяготы и страдания. Замечателен портрет матери, исполненный в рельефе (1926 — 1930).
Драматизм, повышенная экспрессия, а подчас и стилизация характеризуют поздние произведения Мештровича, созданные им вдали от родины, в США, где поселился и работал югославский скульптор.

Мештрович. Мать