Пропустить навигацию.

Живопись

В связи с проведенными раскопками засыпанных при извержении Везувия в I в. античных городов Помпеи и Геркуланума вновь нарастает интерес к античной культуре. Рим становится одним из центров не только итальянской, по и европейской художественной жизни. Поездка в Рим — «Римская премия» стала наградой многих европейских Академий художеств. В Риме создавал свои труды по античной культуре И. Винкельман. Его «История искусства древности» (1764) давала возможность познакомиться с характером развития греческого искусства и оказала большое воздействие на формирование классицизма 18 в.
В Риме работали французы, немцы, датчане, приезжали совершенствовать свое мастерство русские художники. И хотя сами римские живописцы в большинстве не поднялись выше среднего уровня и не создали выдающихся произведений в художественной практике, их пропаганда античности имела глубокий отклик в европейском искусстве не только 18, но и 19 в.
Особое место в итальянском искусстве 18 в. заняла венецианская школа живописи, выдвинувшая ряд крупнейших художников, которые продолжали традиции высокого мастерства декораторов барокко и отчасти Возрождения.

Тьеполо. Блестящим декоратором, живописцем и графиком был Джованни Баттиста Тьеполо (1696—1770), который работал не только в Италии, но и в Германии, Испании; его произведения украшали дворцы русских вельмож.
Тьеполо принадлежит большое число станковых картин, алтарных образов, росписей монументально-декоративных ансамблей, к числу наиболее эффектных относятся росписи дворца в Вюрцбурге (1751 —1753) на сюжеты из истории средних веков и деяний Фридриха Барбароссы. С необычайной легкостью и виртуозным мастерством исполнял Тьеполо грандиозные композиции, украшающие плафоны церквей и дворцов. В сложнейших и разнообразных ракурсах изображал он фигуры летящих ангелов или парящих в облаках античных богов и героев. В отличие от барочных декораторов 17 в. Тьеполо дает более разреженные композиции, разделяя потоки людей своего рода паузами, заполненными воздушным пространством, сообщая им особую легкость. Светлая холодная палитра давала ему возможность добиться впечатления дневного света и воздушности. Сложнейшие перспективные построения Тьеполо поражают и в наши дни иллюзионистическими эффектами. Кажется, что реальные плоскости отступают перед его кистью, пространство расступается, открывая сверкающие нарядными красками картины жизни или сказочные видения.

Тьеполо. Роспись Большого зала палаццо Лабиа в Венеции

В венецианском палаццо Лабиа находятся его фрески, оконченные после 1745 г., «Пир Антония и Клеопатры» и «Встреча Антония и Клеопатры», превращающие зал в подобие красочного театрального зрелища (один из авторских вариантов этих композиций хранится ныне в подмосковном музее «Архангельское»), Реальная архитектура сочетается здесь с иллюзорно написанной, реальное пространство интерьера как бы продолжается в сценах встречи и пира героев. Ликующая гармония светлых красок подчеркивается введением насыщенных алых, оранжевых, иссиня-черных тонов. Этот же прием контраста легких нежных оттенков с густыми темными применяет художник в станковых картинах. Красно-оранжевый плащ выделяет фигуру морской богини в картине «Триумф Амфитриты» (ок. 1740 г., Дрезден, Картинная галерея), он сверкает на фоне зелени волн и ясного голубого неба, в котором летают амуры. Устремления к передаче пространства, яркого света сродни тем общим научным исканиям, которые характеризуют эпоху. Величественность и спокойная уверенность образов прекрасных людей, героев полотен Тьеполо, сближают их с произведениями его блестящего предшественника — Веронезе.

Тьеполо. Триумф Амфитриты

Тьеполо не только сумел развить принципы декоративной живописи Возрождения, но и дал им новое претво¬рение. Подобно мастерам Возрождения, он черпал вдохновение в образах действительности.
Связь художника с реальной жизнью проявляется и в созданных им портретах, запечатлевших черты людей того времени, и в многочисленных рисунках и офортах, исполненных в острой живописной манере.

Гварди. В обращении к реальному миру, к неповторимо прекрасной природе Венеции и ее нарядной архитектуре заложена основа успеха художников-пейзажистов, среди которых выделяется высоким мастерством исполнения и тонким колоризмом Франческо Гварди (1712— 1793). Он не покидал родной город и не переставал восхищаться им в течение всей жизни. В различные времена дня и года писал он словно тающие в воздушной дымке каналы и лагуны Венеции, скользящие по ним гондолы, шумные площади и укромные дворики, одухотворяя эти пейзажи личным чувством.

Гварди. Рио деи Мендиканти. Бергамо

В Венеции на протяжении нескольких веков довлело стремление к живописности изображения — стремление погрузить людей и окружающую их природу в обволакивающую световоздушную среду. В живописи это достигалось разработкой тончайшей тональности, отказом от локальных окрасок и крепких контуров, которые теперь стали как бы растворять в воздухе и свете. Вводится рваный контур и рисунок кистью. Разрабатывается световая композиция, проникнутая внутренним движением. Благодаря Тьеполо и его современникам венецианский колоризм стал достижением всей Европы.