Пропустить навигацию.

ближний и средний восток

warning: Creating default object from empty value in /var/www/vhosts/artiques.ru/httpdocs/modules/taxonomy/taxonomy.pages.inc on line 34.

Ближний и Средний Восток

Важная роль в создании средневековой культуры принадлежит народам Ближнего и Среднего Востока. Наряду с Византией арабские страны, Иран и Средняя Азия — очаги древних художественных цивилизаций, непосредственные преемники и хранители достижений античной культуры. Наука, литература и искусство, созданные народами Ближнего и Среднего Востока, оказали воздействие на многие страны, в том числе и на Западную Европу.

Ближний Восток - Халифат

(7 в.—первая половина 10 в.)

Развитие средневековой художественной культуры в странах Ближнего Востока в значительной степени связано с арабской культурой.
Культура оседлых и кочевых племен, населявших Аравийский полуостров, известна с древних времен. В южном земледельческом Йемене, который был самой цивилизованной областью, и в северо-западной части полуострова, называемой каменистой Аравией, еще в 1 тыс. до н. э. существовали богатые племенные царства.

Ближний Восток - Северная Африка и Мавританская Испания

(8—15 вв.)

В 7—8 вв. страны Северной Африки (Тунис, Алжир, Марокко) и Южная Испания вошли в состав халифата. Искусство этих стран получило название мавританского. В античную эпоху маврами (от греческого слова «темный») называли коренное население древнего, расположенного в северо-западной части Африки государства— Мавритании. После того как в 711 г. арабо-берберские войска вторглись на Пиренейский полуостров, название «мавры» распространилось на них, а также и на всех мусульманских завоевателей, пришедших в Испанию из Северной Африки.

Средний Восток

В эпоху феодализма, переход к которому начался в 5—6 вв. н. э., народы Среднего Востока опирались в своем развитии на самобытные традиции иранской, закавказской и среднеазиатской античности. Вторжение других народов: арабов в 7—8 вв., тюрков-сельджуков в 11 в. и самое разрушительное — монголов в 13 в., ненадолго задержало поступательный ход развития искусства. Одним из последствий арабского завоевания было повсеместное распространение ислама. В Иране, культура которого восходила к глубокой древности, исключительно сильными оказались местные художественные традиции.
Искусство сохранило многочисленные изобразительные мотивы и образы живых существ. Однако с утверждением ислама возникло новое мировоззрение и новый характер искусства.

Архитектура
Первоначально на Среднем Востоке культовые здания строились в форме арабской колонной мечети. Но быстро появились иные, различные в разных странах и областях типы архитектурных сооружений. Одной из наиболее распространенных стала четырехаиванная постройка, развивавшаяся как в культовом (мечеть, медресе), так и гражданском зодчестве (дворец, караван-сарай). Это обычно большое сооружение с прямоугольным внутренним двором, с каждой стороны которого возвышается, высокий стрельчатый айван — сводчатый зал, открытый с одной стороны во двор. Мощные пилоны айванов, поддерживающих арки, образуют величественные прямоугольные порталы. Самый крупный по размерам портал, украшенный по бокам стройными минаретами, возведен на главном фасаде здания.

Наряду с четырехайванной композицией распространение получили и простые портально-купольные постройки, сочетающие портал и замкнутый куб здания, увенчанный куполом. Воздвигались также стройные круглые минареты, мавзолеи с шатровым покрытием.
Огромная роль принадлежала орнаменту, покрывавшему большие архитектурные плоскости.

Первоначально орнамент, исполненный из кирпича и резных терракотовых плиток, был монохромным. Но с 12 в. стали применять облицовку из красочной керамической мозаики и ярко расписанных глазурью плиток. Архитектурный декор отличался обилием мотивов и форм растительного и геометрического узора, богатством ритма, звучностью цвета, где преобладали своеобразно претворенные в искусстве тона сине-голубого неба и золотисто-охряной земли.

RSS-материал