Пропустить навигацию.

индия

Индия

Индийское искусство, яркое и самобытное, возникло в глубокой древности. Мифология, полная гиперболизации и безудержной фантастики, обусловила его характер. Сама цветущая природа Индии кажется овеянной духом древних легенд и преданий. Выветренные скалы под ослепительным солнцем представляются замками, созданными с незапамятных времен какими-то могучими гигантами; тропические леса, где скрывается множество ядовитых змей, диких зверей и редкостных птиц, кажутся полными тайн.

Конец 1 тыс. до н. э.

Мощного расцвета в конце 1 тыс. до н. э. культура Индии достигла при династии Маурья (322—185 гг. до н. э.). После отражения натиска войск Александра Македонского почти вся территория современной Индии была объединена в одно государство, а торговые и культурные связи с Сирией, Египтом и другими странами приобрели широкий размах. От этого времени сохранились некоторые памятники индийской архитектуры и скульптуры, поскольку храмовые сооружения возводились уже из камня. Дворцы же и дома строились из дерева. Особым великолепием отличался огромный деревянный дворец царя Ашоки, украшенный резьбой и инкрустациями.

4 - 5 вв. - период Гуптов

Последнее крупное объединение Индии рабовладельческого периода произошло в 4—5 вв. н. э. (320—450 гг. н. э.) под властью династий Гуптов, образовавшей мощное государство в долинах Инда и Ганга. Этот период ознаменовал переходный этап к феодальным отношениям, к еще более жестокой кастовой системе. Вместе с тем объединение страны и долгий мир повлекли за собой новый подъем в литературе и искусстве и определили их однородность. Литература и изобразительное искусство этого времени отличаются человечностью и высоким мастерством.

Средневековая Индия

Утверждение феодального строя в Индии повлекло за собой дальнейшее развитие тех особенностей в культурной жизни и идеологии страны, которые наметились еще в период Гуптов. Брахманизм окончательно вытеснил буддизм, возродившись в виде нового религиозного течения — индуизма с его культом богов Вишну и Шивы. Им посвящалось большинство храмов, строительство которых развивалось особенно интенсивно.

Период раннего феодализма

(7—12 вв.)

К 6 в. государство Гуптов пало под ударами кочевников, Индия вступила в период феодальных отношений. Юг и север страны были разобщены и раздроблены на ряд государств.

Архитектура и скульптура
В 7—8 вв. в расцветающих центрах Индии продолжали возводиться грандиозные пещерные храмы, крупнейшими из которых были поздние пещеры Аджанты (7 в.), храм Шивы на острове Элефанта (7 в.) и храм Кайласанатха в Элуре (8 в.). Эти огромные комплексы, связанные с новыми веяниями средневековья, уже не соответствовали своим буддийским прообразам, в основе которых лежала идея отшельничества и уединенной жизни Будды. Мощь и размах брахманских повествовательных сцен требовали больших просторов, чем пространства древних пещер. Поэтому планы чайтий и вихар расширялись, а скульптура приобретала ведущее положение.

Период развитого феодализма

13—18 вв.

В 13 в. в политической и культурной жизни Индии произошли значительные перемены. Страна вступила в новый этап развития феодальных отношений. После завоевания Индии мусульманами наступил период сложения крупных централизованных государств, которые достигли своего наивысшего расцвета в 16—17 вв., в период правления Великих Моголов.
Иноземные правители способствовали проникновению в Индию новой религии — ислама, ставшей вскоре государственной и оказавшей значительное воздействие на все области культуры. Вместе с тем продолжали существовать и развиваться местные культы, особенно на юге страны, не подвергавшемся завоеваниям.

RSS-материал