Пропустить навигацию.

китай

warning: Creating default object from empty value in /var/www/vhosts/artiques.ru/httpdocs/modules/taxonomy/taxonomy.pages.inc on line 34.

Китай

Китайская культура, как и индийская, относится к древнейшим. Китай пережил первобытнообщинную, рабовладельческую и феодальную эпохи, охватывающие в целом огромный этап времени — от 4 тыс. до н. з. вплоть до середины 19 в. н. э. За это время китайский народ создал множество отличающихся яркой самобытностью памятников архитектуры, скульптуры, живописи и прикладного искусства.

В глубокой древности в Китае сложилась письменность, сформировались основные особенности искусства, превратившиеся в прочные традиции и канонические правила. Средневековые живописцы и архитекторы постоянно обращались к веками накопленному опыту, используя традиционные приемы и образы старого искусства. В пору расцвета феодальных государств (7-13 вв.) эти правила и законы беспрерывно расширялись и совершенствовались в связи с поступательным развитием китайской культуры в целом. Передовая по своим достижениям на ранних этапах, феодальная культура Китая приобрела в 17—18 вв. застойный характер, а правила и традиции древнейшего искусства, утратив живую связь с жизнью, стали тормозом на пути ее дальнейшего роста. В периоды своего интенсивного развития Китай не был изолирован от общих процессов, протекавших в других странах Востока. Взаимодействие с Индией, странами Юго-Восточной Азии, Ираном и целым рядом других государств было плодотворным для Китая, вовлеченного в сферу мировой художественной жизни.
Китайское средневековое искусство в своем развитии имело целый ряд общих черт со средневековым западным. Вместе с тем в Китае сложились и свои неповторимые особенности художественного мировосприятия, порожденные своеобразием исторического пути, жизненных условий, климата и ландшафта.

2 — середина 1 тыс. до н. э. (периоды Шаи (Инь) и Чжоу)

Во 2 тыс. до н. э. на территории Китая возникло первое государство Шан (Инь), названное по имени племен, его населявших, появились города с характерной для Китая правильной планировкой. В это же время складывается и круг основных символов и мифов, отраженных в узорах, украшающих ритуальные сосуды, в произведениях скульптуры и росписях стен погребений. Великолепные бронзовые сосуды этого времени, предназначавшиеся для быта знати и жертвоприношений, отличались изощренностью декора и разнообразием размеров (весом от нескольких граммов до 600 кг). Они выплавлялись в полых глиняных огнестойких формах, где изнутри был оттиснут узор.

Период Чжаньго

Конец 1 тыс. до н. э. ознаменовал не только завершающий этап периода Чжоу, но и кризис патриархального рабства. В это время закладываются основы последующей китайской культуры. Расширился круг сюжетов и тем искусства. В обилии появившихся в обиходе художественных изделий, в гибком плетении их узоров отразился более широкий взгляд на мир.

3 в. до н. э.—3 в. н. э. (периоды Цинь и Хань)

3 в. до н. э.—3 в. н. э. (периоды Цинь и Хань)
В период Цинь (221—207 гг. до н. э.) и особенно в период Хань (206 г. до н. э.— 220 г. н. э.), когда страна объединилась в могущественное государство, в искусстве и литературе произошли особенно важные перемены. Значительно расширился и усложнился круг тем. Наряду с фантастической символикой встречались изображения людей и реальных животных.

Архитектура и скульптура
Ко времени объединения страны в централизованную империю относятся мощные крепостные памятники зодчества. Грандиозным созданием древности была Великая Китайская стена, возведенная для защиты от набегов кочевников в 4— 3 вв. до н. э. по северной границе Китая.

4—6 вв. н. э.

Феодальные отношения, зародившиеся в Китае в первых веках н. э. и утвердившиеся в в 4—6 вв., сохранились вплоть до 19 в. За этот огромный, затянувшийся период средневековое искусство прошло в своем развитии ряд этапов, связанных с историей страны.
После набегов и разорений кочевыми племенами страна была раздроблена на мелкие княжества. Юг и Север оказались разобщенными. Начало новому объединению положило создание на Севере государства Северная Вэй, существовавшего в 4—6 вв. В это время на значительном пространстве земли вновь налаживалось хозяйство, строились города. Укреплению феодальной власти способствовал буддизм, проникший в Китай из Индии через Центральную Азию.

7—13 вв. (периоды Тан и Сун)

Этап развитого феодализма и наивысшего расцвета всех областей китайской средневековой культуры соответствует 7—13 вв.—времени образования двух крупных государств — Тан (618—907) и Сун (960—1279), которые поддерживали широкие торговые и культурные связи с другими державами. Городская культура и строительство дворцов и храмов в этот период достигли высокого уровня.

Архитектура
Монументальной архитектуре Танского государства присущ дух ясной гармонии, праздничности, классической простоты и спокойного величия форм. Города представляли собой мощные крепости, окруженные стенами и рвами, четкие по прямоугольному плану, с кварталами, разделенными стенами на ячейки— фаны — для защиты от пожаров и набегов. Огромные сады окружали раскинувшиеся на несколько километров дворцы, также обнесенные стенами и состоявшие из многих деревянных зданий, покрытых яркими обливными черепичными крышами с загнутыми вверх углами. Здания по традиции с древнейших времен имели специфические конструктивные особенности. Дворцы и храмы возводились из дерева по единому принципу: на высоких глинобитных платформах, облицованных камнем. Основную роль играл каркас, состоящий из опорных столбов, покрытых красным лаком, балок и сложных узорных кронштейнов — доугун, которые, опираясь на балки, облегчали давление тяжелых крыш на здание. Черепичная крыша с чрезвычайно широким выносом защищала интерьер от палящего летнего солнца и дождей.

13-18 вв. (периоды Юань и Мин)

Нашествие монголов в 13—14 вв. нанесло сокрушительный удар культурной жизни Китая. В последующие периоды этап за этапом обнаруживался рост противоречий внутри страны и назревающий кризис феодализма. В конце 14 в. Китай сбросил с себя монгольское иго. Однако во многих областях культуры, в частности в поэзии и живописи, высокий уровень 12—13 вв. был утрачен.

Живопись
Хотя живопись на долгие века продолжала оставаться ведущим видом искусства и 13—14 вв. изобиловали тонкими и лирическими произведениями, постепенно индивидуальность художников начинала стираться, в пейзажах и бытовых сценах зачастую повторялись одни и те же образы и приемы.

RSS-материал