Пропустить навигацию.

сша XIX век

Конец 18 в. - первая треть 19 в.

Мощный патриотический подъем, объединивший весь американский народ, способствовал победоносному завершению войны за независимость и образованию в 1776 г. нового государства — Соединенных Штатов Америки. С этого времени американское искусство развивается со всеми его сложными и противоречивыми тенденциями, с ясно выраженной реалистической линией в наиболее прогрессивных проявлениях.

Архитектура
В крупных центрах востока США предпринимается широкое строительство. Большинство общественных зданий и частных усадеб возводится в классическом стиле. Одним из основоположников американского классицизма был выдающийся философ и просветитель, третий президент США Томас Джефферсон (1743—1826). Своеобразно претворяет он классическое наследие в величественном здании виргинского Капитолия в Ричмонде (1785— 1796), напоминающем античный храм с шестиколонным портиком. Интимнее по характеру и живописнее по планировке Виргинский университет в Шарлотсвилле (1818—1826), созданный совместно с Бенджамином Латробом (1764—1820). Прекрасно связанное с окружающим парком, это здание — воплощение гражданственных традиций американского классицизма.
Классицизм наложил отпечаток на архитектурный облик быстро растущей столицы США — Вашингтона, спланированного П. Ш. Лаифаном (1754—1825). Радиально исходящие из основных центров-площадей авеню связывают между собой все части города, составленного из сети пересекающихся под прямым углом улиц. Здесь в 1792 г. Джеймс Хобан построил Белый дом — резиденцию президента.

Середина и вторая половина 19 в.

Период между 1820 и 1850 гг. в США характеризуется стремительным развитием капиталистических отношений, выявлением резких социальных и идейных контрастов в общественной жизни. В архитектуре распространяются тенденции к грандиозным показным эффектам, к эклектизму. В Вашингтоне производится перестройка Капитолия (здания конгресса), который увенчивается громадным куполом.
С окончанием гражданской войны 1861— 1865 гг. наступает период интенсивного индустриального развития страны. Быстрый рост городов, теснота застройки, поднимающиеся цены на землю вызывают резкое увеличение высотности зданий, а к концу века — появление первых небоскребов в Нью-Йорке и Чикаго, который был заново отстроен после пожара 1871 г.

Живопись
В живописи утверждается салонно-академическое направление, которое должно было свидетельствовать о расцвете буржуазной Америки. В эти годы широко распространяется пейзажная живопись, и прежде всего идеализированный пейзаж так называемой школы реки Гудзон. Его создатели писали в условном, декоративном, иногда мистико-символическом духе пейзажи реки Гудзон. В противовес идеалистическому направлению складывается лирическое направление пейзажа, передающее национальное своеобразие американской природы. Эмоциональны пейзажи М. Д. Хида «Приближающаяся буря» и Ф. X. Лейна «Залив в Мэне» (Бостон, Музей изящных искусств).

Маунт. С развитием демократического движения в середине 19 в. в американской живописи зарождается бытовой жанр. С теплотой и вниманием изображают художники сцепки деревенской жизни, с сочувствием показывают негров. Таковы картины У.-С. Маунта (1807—1868) «Ловля угрей в Сетокете» (1845, Куперстаун, Историческая ассоциация), «Игрок на банджо» (ок. 1855 г., Детройт, Институт искусств).
Период от 60-х до 90-х гг. был вторым этапом расцвета американской культуры, ознаменованным выступлением таких замечательных деятелей, как Уолт Уитмен и Марк Твен — в литературе; Хомер, Икинс, Уистлер — в живописи; Сент-Годенс — в скульптуре. Победа Северных Штатов в войне с рабовладельцами Юга (1861—1865) и принятие закона об освобождении негров содействовали широкому распространению демократических идей и пробуждению творческих сил народа.

Хомер. В оппозиции к господствующим буржуазным вкусам стояло реалистическое искусство Уинслоу Хомера (1836—1910). Он родился в Бостоне, учился у литографа, а затем в вечерней школе при Национальной Академии художеств в Нью-Йорке. Во время гражданской войны 1861—1865 гг. он был военным художником, посылая свои зарисовки в еженедельники. Участие в военных операциях и личные наблюдения обусловили глубокую правду его картины «Пленные с фронта» (1866, Нью-Йорк, Метрополитен-музей), где верно переданы приподнятое настроение народа, его воодушевление и гордое чувство победы северян, выступавших за идеи прогресса и гуманности. При яркой характерности отдельных персонажей художник добивается цельности и монументальности общего решения композиции.
В последующих картинах Хомер, увлеченный поэзией мирной обыденной жизни, правдиво и искренне отображает ее различные стороны. Этическая значимость образов, внимание к пластической проработке формы, точный уверенный рисунок, холодный серебристый колорит характеризуют картины «Сельская школа» (нач. 1870-х гг., Нью-Йорк, Метрополитен-музей), «Обеденный час» (нач. 1870-х гг., Детройт, Институт искусств).

RSS-материал